Ван Дейк Антонис

(van Dyck) (1599-1641), фламандский живописец. Мастер портретной живописи. Учился с 1609 у X. ван Балена, в 1615-16 имел собственную мастерскую. Около 1618-20 работал помощником П. П. Рубенса. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный облик ("Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист", 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце 1620 — начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I. В этот период ("Семейный портрет", 1621, ГЭ) определились стремление Ван Дейка к интимности и одухотворённости образов, внимание к особенностям эмоционального и интеллектуального склада человека. С конца 1621 Ван Дейк жил в Италии (главным образом в Генуе), где выработал характерный для себя тип парадного аристократического портрета, в котором важную роль играют поза, осанка, взгляд и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция). Изучение колористических достижений венецианской школы проявилось в созданной Ван Дейком галерее портретов генуэзской знати, исполненных парадного великолепия (парный портрет старого генуэзца и его жены, Картинная галерея, Берлин-Далем). Одновременно Ван Дейк создавал психологически выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622, Музей старинного искусства, Брюссель). В 1627-32 Ван Дейк вновь жил в Антверпене, был придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. В этот период наивысшего творческого расцвета ему удалось наиболее органично соединить в парадных портретах индивидуальную психологическую характе- ристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен) раскрыть богатство духовного мира современников. Более холодны и однообразны, хотя и декоративно эффектны, религиозные и мифические композиции Ван Дейка ("Отдых на пути в Египет", конец 20-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). С 1632 Ван Дейк работал в Лондоне придворным художником Карла I, исполняя многочисленные портреты короля и представителей английской знати ("Карл I на охоте", около 1635, Лувр; портрет Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Его портреты этого периода отличаются подчёркнутым аристократизмом образов, строгой изысканностью поз и тонких сдержанных красочных сочетаний. Однако вскоре изящество и элегантность у Ван Дейка становятся внешним, стандартным художественным приёмом, в колорите появляется сухость. Портретное искусство Ван Дейка способствовало созданию национальной английской портретной школы живописи.

Ван Дейк Антонис

Автопортрет(Фрагмент)

Ван Дейк Антонис. Рис. 2

Henrietta Mariaof France

Ван Дейк Антонис. Рис. 3

Карл I

Ван Дейк Антонис. Рис. 4, Ван Дейк Антонис. Рис. 5, Ван Дейк Антонис. Рис. 6, Ван Дейк Антонис. Рис. 7, Ван Дейк Антонис. Рис. 8, Ван Дейк Антонис. Рис. 9, Ван Дейк Антонис. Рис. 10, Ван Дейк Антонис. Рис. 11, Ван Дейк Антонис. Рис. 12, Ван Дейк Антонис. Рис. 13, Ван Дейк Антонис. Рис. 14

Ван Дейк Антонис. Рис. 15, Ван Дейк Антонис. Рис. 16, Ван Дейк Антонис. Рис. 17, Ван Дейк Антонис. Рис. 18, Ван Дейк Антонис. Рис. 19, Ван Дейк Антонис. Рис. 20, Ван Дейк Антонис. Рис. 21, Ван Дейк Антонис. Рис. 22, Ван Дейк Антонис. Рис. 23, Ван Дейк Антонис. Рис. 24, Ван Дейк Антонис. Рис. 25

Галерея

Литература: (Н. Ф. Смольская), А. Ван Дейк, (Альбом), М.-Л., 1963; (Н. И. Грицай), А. Ван Дейк. (Альбом), М., 1979; Vey H., Die Zeichnungen A. van Dycks, Bd 1-2, Brьssel, 1962-67; Brown Chr., Van Dyck, Oxf., 1982.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me