Верещагин Василий Васильевич

(1842-1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах; погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца "Петропавловск". По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В тематических сериях картин "Туркестанская" (1871-74), "Балканская" (1877-78 и 1880-е гг.), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Верещагин с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам ("После неудачи. (Побеждённые)", 1868, ГРМ; "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881, ГТГ), раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих "На Шипке всё спокойно!", 1878-79, местонахождение неизвестно), мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками ("Не замай, дай подойти!", 1887-95, ГИМ). В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне ("Апофеоз войны", 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма ("Торжествуют", 1872, ГТГ) и колониализма ("Подавление индийского восстания англичанами", около 1884, местонахождение неизвестно). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре ("Всадник-воин в Джайпуре", после 1874-76, "В горах Алатау", 1869-70, "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-76, — все в ГТГ). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто — с яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург, и др.), Западной Европе, Америке. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.

Верещагин Василий Васильевич

"После атаки. Перевязочный пункт под Плевной". 1881. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 2

Апофеоз войны, 1871—1872, Третьяковская галерея

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 3

Дервиши в праздничных нарядах, 1869—1870, Третьяковская галерея

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 4

Наполеон на Бородинских высотах, 1897

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 5

Перед атакой. Под Плевной

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 6

В покоренной Москве

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 7

Всадник-воин в Джайпуре

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 8

Двери Тимура (Тамерлана)

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 9

Защита Троице-Сергиевой Лавры

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 10

Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 11

Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 12

Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 13

На этапе. Дурные вести из Франции

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 14

Наполеон и маршал Лористон

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 15

Побежденные. Панихида

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 16

После неудачи

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 17

После удачи

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 18

Представляют трофеи

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 19

Продажа ребенка-невольника

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 20

Смертельно раненный

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 21

Торжествуют

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 22

У дверей мечети

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 23

У крепостной стены

Верещагин Василий Васильевич. Рис. 24

Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878

Сочинения: Избранные письма, М., 1981.

Литература: А. К. Лебедев, В. В. Верещагин, 2 изд., М., 1972; его же, В. В. Верещагин. (Альбом), М., 1974; В. В. Верещагин, Воспоминания сына художника, Л., 1982.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич — ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904) — российский живописец. Был близок к передвижникам... Большой энциклопедический словарь
  2. Верещагин Василий Васильевич — (дополнение к статье Верещагин, живописец) знаменитый живописец, погиб в Порт-Артуре на броненосце "Петропавловск" при его взрыве, 31 марта 1904 г. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона