Адам

I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ

«Человек», или собират. наименование для обознач. понятия «люди/человечество». Знач. слова связано с евр. существительным см. Адама и глаголом адэм — «быть красным» (см. Едом). В Быт 2-5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека:

1) в Быт 1:26-30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как «мужчина и женщина», завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение «образ Божий» относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к к-рому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как «мужчина и женщина». Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об «образе» или соотв. об «образе Божием» говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (см. Человек, IV,1);

2) в Быт 2:4 и след.еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт 2:20), подобен животным (Быт 2:19; 6:17; Еккл 3:18-21). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением (Быт 1:28;см. Человек). Как сказано в Быт 2, Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад (Быт 2:15). Все Божье творение, по суждению Господа, было «хорошо весьма» (Быт 1:31). Но Бог связал человека заповедью не есть от дерева познания добра и зла (см. Дерево познания добра и зла) (Быт 2:16 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел (см. Женщина, см. Грех);

3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф (Быт 4:1 и след.,25; 5:4). А. умер в возрасте 930 лет (Быт 5:5). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (см. Летосчисление);

4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу (Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:21 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей — не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: »... потому что все согрешили» (Рим 5:12; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза «потому что» стоит «в нем», что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, «для многих», создав «правдою одного всем человекам оправдание». Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. (Рим 5:15 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена «последним А.», т.е. Христом (1Кор 15:45, а также ст. 21 и след.). Христианин — как и всякий человек — все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас — в «совлечении» старого и «облечении» в нового человека (Кол 3:9 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: »...все и во всем Христос».

II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ

«Красное место», город на Иорданской равнине под Цартаном (Нав 3:16; Ос 6:7); ныне Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению — в 30 км юж. А., у г. Иерихона.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Адам — АДАМ — по Библии — первый человек, прародитель человечества. Библейский рассказ о сотворении А. и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (кн. Бытия, I-V) породил обширную литературу апокрифического характера. Литературная энциклопедия
  2. адам — -а, м. ◊ @ от Адама; с Адама шутл. или ирон. с предыстории чего-л., издалека (начинать сообщение, изложение и т. д.). @ [По библейскому сказанию, Адам — имя первого человека на Земле] Малый академический словарь
  3. АДАМ — I (еврейск. âdâm, «человек») в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены — из его ребра: «.. Мифологическая энциклопедия
  4. Адам — Взятый из красной глины; первочеловек, праотец Краткий церковнославянский словарь
  5. Адам — I Ада́м (др.-евр. — человек) в иудаистской и христианской мифологиях первочеловек и отец рода человеческого. Согласно Ветхому завету (См. Ветхий завет), бог создал... Большая советская энциклопедия
  6. Адам — Адам и Ева. Первые люди на земле, предки всего человечества. Первым Аллах сотворил Адама: «Я установлю на земле наместника». Тогда ангелы, говоря о потомках Адама, спросили у Аллаха: «Разве Ты установишь на ней того... Ислам. Энциклопедический словарь
  7. Адам — (красная земля) — имя одного лица и название одного города. Быт 2:25 — имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян 17:26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  8. Адам — (древнеевр. Adam, греч. Άδάμ, лат. Adam) — библ. имя первого человека. Вероятно, этимологически имя А. связано с древнеевр. словом ‘adamah — земля. В древнеевр. тексте ВЗ слово ‘adam означает весь человеч. Католическая энциклопедия
  9. адам — В костюме адама Словарь синонимов Абрамова
  10. Адам — Ад’ам (земля или земной, может быть также красноватый) — а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь Иисус Христос называется вторым или последним Адамом; (см. человек) б) (Нав. Библейский словарь Вихлянцева
  11. Адам — орф. I Адам, -а (также: ветхий Адам, о человеке) II Адам, муж. имя (Адамович, Адамовна) Орфографический словарь Лопатина
  12. Адам — А, муж. Отч.: Адамович, Адамовна; разг. Адамыч. Производные: Адамушка; Ада (Адя); Адаша. Происхождение: (Др.-евр. ’adam — человек. В библии — имя первого человека.) Именины: 27 янв. Словарь личных имен
  13. Адам — Роберт (1728-1792) Второй из четырех сыновей Уильяма Адама, шотландского архитектора, издавшего альбом "Шотландский Витрувий" (Vitruvius Scoticus). Архитектурный словарь
  14. адам — АДАМ -а; м. [от др.-евр. adam — человек]. [с прописной буквы] Адам-прародитель (согласно библейскому рассказу: первый человек, сотворённый Богом). * Адам прельщён женою, а жена змеёю (Посл.). ◊ От Адама и Евы; От Адама; С Адама. Толковый словарь Кузнецова
  15. адам — АДАМ, вообще, человек во плоти, грешник; || падкий на соблазн. И ты адам, и я адам; все мы адамы. || Взятый от земли; || праотец. Помер Адам — ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю, разбитый горшок. Это при Адаме было, в старину незапамятную. Толковый словарь Даля
  16. адам — Адам м. Имя первого человека на Земле, созданного — по библейскому сказанию — Богом. Толковый словарь Ефремовой
  17. адам — (Евр.) В "Каббале" Адам есть "едино-родный" и означает также "красная земля". (См. "Адам-Адами" в "Тайн. Доктр.", II, с. 567.) Это почти идентично с Athamas или Thomas, и по-гречески переведено как Дидумос, "двойник" — Адам, "первый", в I гл. "Бытия" будучи представлен как "муже-женский". Теософский словарь
  18. Адам — АД’АМ (А прописное), Адама, ·муж. В выражениях: от Адама, (начиная) с Адама (·разг.) — от начала мира. «От Адама до наших лет.» Маяковский. (По имени Адама — первого человеке на земле в библейской легенде.) Толковый словарь Ушакова
  19. АДАМ — АДАМ — в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный богом. АДАМ (Adam) Роберт (1728-92) — английский архитектор, представитель классицизма. Большой энциклопедический словарь