Ахаз

Ахаз ( «он захватил»; судя по ф-ме имени в ассир. надписях, возм., это сокращ. от Иоахаз, «Господь захватил»):

1) сын и наследник иуд. царя Иоафама, с 735 г. до Р. Х. — соправитель, в 732-715 гг. до Р. Х. — единовластный правитель Иудеи. Еще до того как А. вступил в права регентства, Сирия и Израиль заключили союз в борьбе против Иудейского царства и теперь наносили А. тяжелые поражения. Цар. сын и два высокопостав. чиновника были убиты, множество иудеев угнано в плен (2Пар 28:5-8). На юге был потерян Елаф, филистимляне и идумеи совершали удачные вторжения в пределы Иудеи (4Цар 16:6; 2Пар 28:17 и след.). В 733 г. до Р. Х. царь Дамаска Рецин вместе с израил. царем Факеем выступил в поход на Иерусалим, вынуждая Иудейское царство присоединиться к коалиции против Ассирии (4Цар 16:5) и стремясь возвести на престол сына Тавеила, о к-ром больше ничего не известно (Ис 7:6). В самый напряж. момент Господь послал к А. пр. Исаию, чтобы тот объявил ему об уничтожении врагов. Для этого А. должен был просить себе знамения у Господа. Но он не решился на это, что свидет-вует о его недоверии к Богу. Тогда Исаия возвестил ему знамение (рождение см. Еммануила) и суд над неверием А. (Ис 7). Несмотря на предостережение Исаии, А. решился на опасный полит. ход: в обмен на сокровища храма и цар. дворца купить помощь ассир. царя Тиглатпаласара III (библ. Феглаффелласар — 4Цар 16:7 и след.; 2Пар 28:16,19-21). Тиглатпаласар занял Дамаск и убил Рецина (4Цар 16:9), затем завоевал север Израиля и изгнал его население; Факей был убит Осией (4Цар 15:29 и след.). А. же заплатил за избавление от своих врагов утратой самостоятельности; как покоренный и облож. данью царь, он явился к ассирийцам в Дамаск (4Цар 16:10). За этим последовало введение в Иерусалиме элементов ассир. религ. культа (4Цар 16:18). А. приказал священнику Урии установить в Иерусалимском храме точную копию дамасского жертвенника, принес на нем жертву и отдал распоряжение, чтобы все жертвоприношения совершались на этом алтаре (4Цар 16:10 и след.). Он произвел изменения в храмовой утвари. Согл. 2Пар 28:2-4, А. приносил жертвы на высотах и на холмах в долине сынов Еннома, установил литые статуи Ваала и сжег (в Синод. пер. — «проводил через огонь») своих сыновей в жертву идолу. Когда А. умер, его не решились похоронить в гробницах царей, а погребли в городе (4Пар 28:27);

2) правнук Ионафана, сына Саула (1Пар 8:35 и след.; 9:41 и след.).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ахаз — 1) (2 Пар 28:1; владетель) — был сын Иоафама и наследовал престол царя иудейского на 20 году своей жизни; он предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных детей своих богам языческим. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  2. Ахаз — Ах’аз (завладевший, захвативший) — а) сын и преемник Иоафама, царь иудейский, царствовавший в Иерусалиме 16 лет (4Цар.15:38 ; 4Цар.16:2 -4). Он настолько погрузился в идолопоклонство, что сына своего провел через огонь (см.) (4Цар.16:3). Библейский словарь Вихлянцева
  3. Ахаз — Сын и наследник Иоатама, царь иудейский, 742—728 до Р. X., — безбожный, неразумный и слабый царь, введший поклонение Молоху, Ваалу и Астарте и к великой невыгоде для своего народа, сделавшийся союзником асирийского царя Тиглат-Пилезара. В его время проповедывал пророк Исайя. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона