Антихрист

Антихрист. Слово «А.» пять раз встречается в 1-м и 2-м посланиях Иоанна (1Ин 2:18 — дважды; 2:22; 4:3; 2Ин 7). Приставка анти- в греч. яз. означает не столько «против», сколько «взамен», «вместо». След., согл. значению слова, здесь подразумевается некто, присваивающий себе место Христа, а значит, являющийся противником Христа. А. многократно упоминается в ВЗ и в НЗ под другими име-нованиями.

I. АНТИХРИСТ ПОД СВОИМ ИМЕНЕМ

Иоанн подразумевает под А. как того, кто еще должен явиться до Второго пришествия Христа, так и множество антихристов, к-рые уже сейчас, как предвестники собственно А., приходят (или уже пришли) в мир (1Ин 2:18; 2Ин 7). Эти последние проникнуты «духом антихриста», поэтому можно сказать, что А. уже сейчас присутствует в мире своим духом (1Ин 4:3). А. и предшествующие ему антихристы названы лжецами и искусителями. Т.о., здесь подразумевается не какой-то могущественный властитель, а лжеучителя, отвергающие полное вочеловечение Христа и утверждающие тем самым, что Иисус не есть Христос (1Ин 2:22; 2Ин 7). Это порождено традиционными представлениями греков о божественном, к-рое виделось им чисто духовным, статичным, а сотвор. мир и материя — несовершенными (ср. Быт 1:18). Поэтому им казалось немыслимым, чтобы неизменный Бог мог стать частью этого низшего мира (идея о распятом Христе — «для Еллинов безумие», 1Кор 1:23). Представление о том, что Бог мог стать человеком, было неприемлемо для них (как и мысль о том, что Бог мог страдать). Греки считали, что Иисус не был истинным Богом и истинным человеком. Слово (греч. логос — «небесный Христос», ср. Ин 1:14) только казалось человеком (отсюда и название этого лжеучения «докетизм» — от докейн, «казаться»), сойдя на человека Иисуса из Назарета во время крещения и покинув Его в Гефсиманском саду. Т.о., на кресте умер только человек Иисус, но не Господь Христос. След., Христом не был выстроен мост над пропастью греха, покоящийся на двух сторонах, божественной и человеческой, по к-рому люди могли бы прийти к Богу (Ин 14:6; ср. Ин 1:29; 3:16). Искупление, согл. этому воззрению, достигается не страданиями и смертью Иисуса, а усвоением опред. системы знаний, учения о спасении. Греч. слово гносис означает знание, отсюда название данного учения — гностицизм. Следует отметить, что гностицизм существует в бесчисл. вариациях (ср. 1Тим 6:20). Лжеучителя (гностики), к-рых Иоанн называет А., проникли не извне, а вышли из Церкви (1Ин 2:19).

II. АНТИХРИСТ ПОД ДРУГИМИ ИМЕНАМИ

1) еще в ВЗ Даниил видит «небольшой рог», т.е. царя, к-рый порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых (Дан 7:8,24 и след.; ср. 11:21-35). Непосредственно этот образ связывали с сир. царем Антиохом IV Эпифаном (175-163 гг. до Р. Х.). Он был как бы прообразом А. последних времен. Упоминание в Мк 13:34 о «мерзости запустения» (ср. 2Фес 2 и Откр 13) связано с указанными местами из Книги пр. Даниила. Однако против-ников Бога в ВЗ следует четко отличать от новозаветных. Только после явления истинного Христа могло возникнуть новозаветное представление об А. (являющего себя вместо Христа);

2) Сам Иисус говорит о «лжехристах» (Мф 24:24; Мк 13:22). Они отличаются от упомянутых выше лжеучителей-гностиков. Не сомневаясь в вочеловечении Христа, они выдают себя за Мессию, явившегося якобы во исполнение ветхозаветного обетования;

3) об А. последних времен, противнике Христа, речь идет прежде всего в 2Фес 2: перед пришествием Господа, к-рое откроет Христа в Его силе и славе, должен явиться «человек греха, сын погибели». Этот А. будет «предвестником» явления Христа, и потому его приход даст верующим основание «поднять головы», ибо приближается избавление их (Лк 21:28). Он — «человек греха» (в наиб. авторитетных греч. рукописях: «человек беззакония», 2Фес 2:3), «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес 2:4). Он — средоточие всего богопротивного в человеке. Он — «сын погибели», т.е. полностью враждебен Богу;

4) А. и Церковь: А. хочет воссесть «в храме Божием» (2Фес 2:4). Со дня Пятидесятницы «храм Божий» — это Христова Церковь (1Кор 3:16 и след.; Еф 2:21 и след.). Ничто так не важно А. и сатане, как захватить и разорить Христову Церковь. Отчасти ему это удастся; Павел говорит об «отступлении» в конце времен (2Фес 2:3). Оно будет вызвано прежде всего ложными знамениями и чудесами, к-рые будут сопровождать приход зла к власти (2Фес 2:9-12; Откр 13:13 и след.). Но, несмотря на власть зла, в силе остается утешительное обетование о том, что Христос «убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» этого «беззаконника» (2Фес 2:8);

5) подобным же образом об А. повествует и Откр 13. Он — тот «зверь», к-рый соединяет в себе одном признаки четырех хищных зверей, в образе к-рых Даниил видел великие мировые державы (Дан 7). След., здесь речь идет о воплощенной сущности этой власти. Сатана вооружает А., как своего «христа», всей данной ему властью, чтобы тот добился мирового господства (Откр 13:2,7). Здесь речь идет о полит. вожде, к-рый становится объектом религ. поклонения и получает диктаторские полномочия. Он не чудовище, а блестящая личность, обещающая решение всех проблем и завоевывающая весь мир. Он появляется как подделка под Бога и даже творит чудеса, подобные тем, к-рые Бог творил в Свящ. истории. Имитируются даже смерть и чудо воскресения, так что зверь как воплощение А. удостаивается поклонения (Откр 13:3 и след.) и преследует Христову Церковь (Откр 13:7,17). Одолевает А. явление истинного Христа (Откр 17:14; 2Фес 2:8). Бунт против Христа и Его Церкви достигнет своего апогея, когда А. выведет свое войско на бой, чтобы не допустить Второго пришествия (Откр 19:19). Но до битвы дело не дойдет, поскольку предводители сторонников зла, зверь и лжепророк, будут схвачены и казнены. За этим следует окончательный Суд над противостоящими Богу силами и созидание грядущего царства мира.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. антихрист — -а, м. 1. В христианском вероучении: главный противник Христа, который якобы должен явиться перед концом мира. 2. прост. устар. Употребляется как бранное слово. Малый академический словарь
  2. АНТИХРИСТ — (греч. άντίχριστος «противохристос») в христианской мифологии противник Иисуса Христа, который явится в конце времен и возглавит борьбу против Христа, но будет им побежден. Мифологическая энциклопедия
  3. Антихрист — АНТИХРИСТ — противник или враг Христа, обманно выдающий себя за него (предлог «анти» в соединении с другими словами обыкновенно имеет смысл «против», но иногда и «вместо»). Впервые слово употреблено в I Послании Иоанна. Литературная энциклопедия
  4. Антихрист — В христианской мифологии противник Христа, который якобы явится незадолго до «конца мира» и возглавит борьбу против Христа, но в конце концов будет побежден. Раннее христианство заимствовало образ... Большая советская энциклопедия
  5. антихрист — Ср. Ты враг Христов, антихристов посланник. Некрасов. Кому на Руси. Странники. Ср. Вооружают против меня целые селения, говоря, что я хочу ввести басурманскую веру в России, что я антихрист... И.И. Лажечников. Ледяной дом. 2, 6. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  6. Антихрист — (противник Христа; 1 Ин 2:18, 19, 22). В обширном смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. Антихрист — Фигура из Библейской апокалиптики, особенно нечестивый человек, который перед вторым пришествием Иисуса Христа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет ужасным образом. Католическая энциклопедия
  8. антихрист — Ант’ихрист (против Христа) (1Иоан.2:18 ,22; 1Иоан.4:3 ; 2Иоан.1:7) — всякий, отвергающий Христа, а также та личность, которая придет в последнее время (1Иоан.2:18) для обольщения (обмана) погибающих, о которой, хотя и под другим именем, говорит также ·ап. Библейский словарь Вихлянцева
  9. антихрист — Анти́/христ/. Морфемно-орфографический словарь
  10. Антихрист — орф. Антихрист, -а (в христианском вероучении: главный противник Христа) и антихрист, -а (бран.) Орфографический словарь Лопатина
  11. антихрист — АНТИХРИСТ -а; м. 1. [с прописной буквы] В христианском вероучении: главный противник Христа, который должен явиться для последней борьбы перед концом света и вторым пришествием Христа. 2. Бранно. Толковый словарь Кузнецова
  12. антихрист — АНТИХРИСТ м. всякий противник Христу; в народе, антий; собств. злой дух, ратующий против истины и добра. Он должен явиться пред скончанием мира (века) и открыто совращать благочестивых, налагая на них печать, клеймо. Антиев хлеб, раскольн. картофель. Толковый словарь Даля
  13. Антихрист — (греч. , «противохристос»), в христианском вероучении противник Иисуса Христа, который явится в конце времен и возглавит борьбу против Христа, но будет Им побежден. Словарь по культурологии
  14. антихрист — 1. антихрист м. Употребляется как порицающее или бранное слово по отношению к очень плохому человеку. 2. Антихрист м. Противник Христа, который — по христианскому пророчеству — должен явиться накануне конца света, возглавит борьбу против Христа, но будет побеждён Христом. Толковый словарь Ефремовой
  15. Антихрист — В христианской мифологии противник Христа и Бога, который (согласно Апокалипсису) должен явиться перед концом света, незадолго до второго пришествия Христа, для борьбы с христианской церковью. Он возглавит темные силы, выступающие против Христа, но в ко Краткий религиозный словарь
  16. антихрист — АНТ’ИХРИСТ, антихриста, ·муж. (·греч. antichristos). По христианскому вероучению — главный и последний враг Христа, который якобы явится перед концом мира и будет побежден Христом (церк.). | Бранное слово (·прост. ·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  17. антихрист — анти́христ др.-русск., встречается часто; см. Срезн. 1, 25. Из греч. ἀντίχριστος; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 32. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. антихрист — Антихриста, м. [греч. antichristos]. По христианскому вероучению – главный и последний враг Христа, который якобы явится перед концом мира и будет побежден Христом (церк.). || Бранное слово (простореч. устар.). Большой словарь иностранных слов
  19. АНТИХРИСТ — АНТИХРИСТ — в христианской мифологии противник Христа, который явится накануне "конца мира" и будет Христом побежден. Большой энциклопедический словарь
  20. антихрист — АНТИХРИСТ, а, м. 1. В христианской мифологии: противник Христа, к-рый должен явиться перед концом света. 2. употр. как бранное слово (устар. прост.). Толковый словарь Ожегова
  21. Антихрист — Представление об антихристе возникло еще в первые времена христианства как понятие о посланном диаволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить все зло, существующее на земле... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  22. АНТИХРИСТ — АНТИХРИСТ — в христианских моделях миропредставления эсхатологического толка — оппонент, противник Иисуса Христа, лже-Христос. А. неизбежно будет побежден после того, как восстанет против Иисуса на исходе мирского времени. Новейший философский словарь