Церковь, собрание, община

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) в ВЗ для обозначения общины употребляются два слова — эда, к-рое обозначает израил. народ в целом, т.е. мужчин, женщин и детей, и кахал, под к-рым подразумевается избранный Богом народ Израиля, т.е. религ. община. В реальности все это было взаимосвязано и имело общее начало;

2) ветхозаветная община состояла из потомков Авраама. Местом обществ. богослужения сначала явл. см. Скиния, а позднее, со времен Соломона, — храм. О принадлежности к Израилю свидет-вовало знамение завета см. Обрезание. Тот, кто хотел вступить в общину богоизбр. народа, должен был, если для этого не существовало иных ограничений (Втор 23:2 и след.), подвергнуться обрезанию (Исх 12:48). см. Гражданство.

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) греч. слово экклесиа означает собрание членов общины, обладающих правом голоса. В Септуагинте этим словом часто обозначается ветхозаветная община в значении «народ Божий» (кахал);

2) в НЗ под словом экклесиа в первую очередь подразумевается Ц., т.е. сообщество людей (Деян 2:47; 1Кор 15:9; Кол 1:18,24), к-рые признают и исповедуют Иисуса Христа Сыном Божьим и Человеческим и, значит, — своим Спасителем и Господом (Мф 16:16 и след.; 1Кор 1:2); Ц. — это община «святых и верных во Иисусе Христе» (Еф 1:1). Члены этой общины регулярно встречаются для совершения богослужений и поддерживают общение в повседневной жизни (Деян 2:44-47). Для того чтобы быть принятым в общину, необходимо пройти обряд крещения (см. Крещение) (Деян 2:41);

3) вначале первая христ. община в Иерусалиме была тесно связана с иуд. общиной. Но после побиения камнями Стефана и гонений на Иерусалимскую Ц. (Деян 8 и след.) обе общины разделились, и за пределами Иерусалима ученики объединялись в группы, к-рые организовывали и утверждали самостоятельные Ц. (Деян 15:41; Рим 16:4 и след.). Словом «Ц.» стали также обозначать всех верующих, живущих «по всей Иудее, Галилее и Самарии» (Деян 9:31) и во всем мире. Вселенская Ц. и отдельные поместные Ц. считаются «телом Иисуса Христа»; ее членами являются отдельные верующие, а главой — Сам Христос (1Кор 12:12; Еф 1:22 и след.);

4) Ц. росла и растет благодаря деят-сти апостолов и евангелистов (1Кор 12:28; Еф 4:11; 2Тим 4:5). Руководят Ц. см. Пресвитеры (Деян 14:23), к-рые также называются см. Епископами (блюстителями) и пастырями (см. Пастырь) (Деян 20:17,28; 1Тим 5:17). Наряду с ними упоминаются диаконы (Флп 1:1; 1Тим 3:8; см. Служитель). Женщины также бывали диакониссами церквей (Рим 16:1). Особые обязанности в общине возлагались на вдов (1Тим 5:9 и след.). Мужчины и женщины, наделенные даром пророчества (см. Пророчество, пророчествовать), состояли в Ц. пророками и пророчицами (Деян 11:27; 21:9 и след.; 1Кор 11:4 и след.). Из других даров (см. Дар, дарование) Св. Духа, используемых на благо Ц., следует отметить силу исцеления, чудотворение и др. (1Кор 12:7-10). см. Должность;

5) в своих богослужениях первые Ц. во многом опирались на опыт синагог. К чтению Писания (т.е. ВЗ) прибавилось публичное чтение апостольских посланий (Кол 4:16; 1Фес 5:27). Упоминаются такие элементы богослужения, как проповедь (Деян 20:7), молитва (Деян 4:23 и след.; 1Кор 14:15) и пост (Деян 13:2 и след.), песнопения (Еф 5:19), возложение рук (Деян 6:6; 1Тим 4:14), пророчество, хлебопреломление (Деян 2:46; 1Кор 11:20-34), крещение и сбор пожертвований (1Кор 16:1 и след.). Об устройстве Ц. см. Должность (II,A) см. Деяния апостолов (III);

6) сбор пожертвований в пользу Иерусалимской Ц., проводившийся в основанных ап. Павлом Ц. (1Кор 16:3), свидет-вует о том, что, несмотря на независимость отдельных Ц., все они были «едины» между собой (Ин 17:21). Это позволило преодолеть даже весьма острые противоречия между иудеохристианами и обращенными язычниками. см. Апостольский собор.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me