Дьявол

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА

1) рус. слово «Д.» происходит от греч. диаболос, «клеветник», «подстрекатель». Это греч. слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения евр. слова см. Сатана, обозначающего обвинителя перед судом, противника и врага, а в конечном счете ту сверхъестественную личность, к-рую мы собств. и именуем Д. Греч. слово эхтрос («враг») также является особым обозначением Д. в притче о плевелах среди пшеницы (Мф 13:24 и след.; ср. Лк 10:19). Д., или сатана (греч. сатанас), — это в полном смысле слова враг Бога, Его Царства и человеческого рода; как искуситель (греч. пейрадзон; Мф 4:3; 1Фес 3:5) он своими действиями стремится поссорить человека с Богом (Быт 3; Мф 4; Лк 4). Вероятно, с намеком на Быт 3 в Откровении Д. назван драконом и древним змием (Откр 12:9; 20:2);

2) Д., в соотв. с его сущностью, назван также «злым» (греч. го понэрос (в Синод. пер. — «лукавый» — Мф 13:19; 1Ин 2:13,14; 3:12; 5:18)). То, что под «лукавым» здесь действит. подразумевается Д., следует из парал. к Мф 13:19 мест, где упоминаются сатана (Мк 4:15) и Д. (Лк 8:12). Но в нек-рых местах Библии форма греч. слова не позволяет судить, что подразумевается в том или ином контексте — «злой» или «зло». Одно из таких спорных мест — это Мф 6:13 в молитве см. Отче наш. Вост. Церковь считает, что здесь речь идет о «злом» («лукавом»), т.е. о Д., Зап. Церковь толкует это слово как «зло». Этой традиции следует и Лютер, но, с др. стороны, в Большом Катехизисе он показывает, что в понятие «зло» он включает и Д., «злонамеренного, злобного, главного врага». Тексты Мф 5:37; 13:38; Ин 17:15 также при-обретают большую ясность и остроту, если иметь в виду не общее понятие зла, а Д., в чьей власти лежит весь мир (1Ин 5:19);

3) будучи «правителем (в Синод. пер. — «князем») мира сего» (Ин 12:31; 14:30; 16:11), Д. является самым ярым противником Спасителя. Как правитель этого мира, он может дарить земные царства, кому пожелает (Лк 4:6). Павел даже называет его «богом века сего» (2Кор 4:4), стяжавшим себе славу этого мира. Д. представлен также в образе «сильного», охраняющего свой дом (Мк 3:27 и парал.). Во власти Д. находятся и неспасенные люди (Деян 26:18), и только Бог может освободить их от подчинения этой власти (1Кол 1:13);

4) царству Д. принадлежат нечистые духи (см. Косматый, леший), и демоны, или бесы (греч. даймонион). Это греч. слово, вероятно, напоминает о языч. воззрениях на демонов, но его употребление в НЗ лишено всякого обожествления бесовского начала; однако здесь сохраняется народное отношение к страшному: в демонах видят злых духов, стремящихся, по воле сатаны, разрушить духовную и телесную жизнь человека. Но злые духи изначально признают в Иисусе обладателя большей силы (Мф 8:29,31; Мк 1:24).

II. ВОЗЗРЕНИЯ НА ДЬЯВОЛА В УЧЕНИИ РАВВИНОВ

Согл. воззрениям позднего иудаизма, сатана, или дьявол — Саммаэль — был одним из самых возвышенных ангельских существ на небесах. Зависть, гордыня и стремление к власти побудили его ввести в искушение первую человеч. пару. Орудием ему послужил змей, о к-ром в раввинистич. лит-ре содержатся высказывания, позволяющие заключить, что под ним подразумевается сам Д. Ангелы, принимавшие участие в его деянии, названы «ангелами сатаны»; сам он обозначен как «глава всех сатанинских сил». Его пагубная деят-сть рассматривается в трех аспектах: он подстрекает людей к греху и вводит их в искушение; он клевещет на них и обвиняет их перед Богом; он приносит им смерть, как наказание за грех.

III. ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ

В народных представлениях греков «демоны» — это существа, обладающие сверхчеловеч. властью; часто под ними подразумевают духов умерших. Демоны своенравны и непредсказуемы. Человек вступает в общение с ними посредством магич. действия, стараясь умилостивить их, подчинить или держать подальше от себя. Греч. философия пыталась преодолеть эти народные представления, взирая на демонов как на божеств. силы; демоническое у философов не противопоставлялось божеств., а преподносилось как равнозначное ему. В религии персов зло — это персонифицированные силы природы. Для персов все бытие представляло собой непрекращающуюся борьбу равновеликих сил добра и зла. Греч. философия рассматривала Д. как самостоят. и независимых от божества. В Библии Д. — это подчин. Богу существо, Его противник, отнюдь не равнозначный Богу. В вавил. поверьях, связ. с духами, демонами, сатаной проявляется, порой, внешнее сходство с Библией, однако о внутр. взаимозависимости речь здесь не идет. Но вполне возможно, что авторы библ. книг в тех случаях, когда они говорили о реальности демонич. сил, отталкивались от представлений, бытовавших в их окружении.

IV. БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ

1) БИБЛИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ДЬЯВОЛА.

Библия свидетвует о реальном, личностном существовании Д. и его приверженцев. Конкретность библ. описаний и множество непосредств. указаний на существование Д. не позволяют говорить об исключит. мифологич. характере рассказов о падших ангелах. Кр. того, говорить о мифологичности Д. невозможно и потому, что истинные и падшие ангелы всегда предстают в Библии как создания Божьи и никогда — как богоподобные или равные Богу существа. В рассказе о грехопадении примечателен тот факт, что среди созд. Богом существ были и такие, к-рые, исходя из внутр. побуждений, могли проявить тяготение к злу. В ВЗ о таких персонифициров. врагах всего доброго свидет-вуют след. места: Иов 1:6 и след.; Зах 3:1-2, а также, вероятно, Лев 16:7 и след. (см. Азазель). Библия не сообщает сведений о количестве Д.; видимо, речь здесь всегда идет об одном Д. (слово диаболос всегда употребляется в ед.ч.), или сатане. Но он — властитель царства демонов; в Мф 12:24 он назван см. Веельзевулом, «князем бесовским», кр. того, о его ангелах, или посланниках, говорится в Мф 25:41; 2Кор 12:7; Откр 12:7. Нечистый дух в Мк 5:9 называет себя «легионом» и говорит: «нас много»;

2) СУЩНОСТЬ ДЬЯВОЛА.

Д., очевидно, является одним из «ангелов согрешивших» (2Пет 2:4; Иуда 6; см. Гордость, тщеславие, надменность). По своей сущности он — сотвор. дух, и, след., свободен от привязанности к материи. Д. является личностью, о чем говорит его персонифициров. противостояние Иисусу; ему дана власть мериться силами даже с Сыном Божьим, искушая Его (см. Искушение; Мф 4; Лк 4). Слова Иисуса доказывают, что за Д. стоит огромная власть: он «князь мира сего» (Ин 12:31; 14:30; 16:11), в его силах показать Иисусу «все царства мира и славу их» (Мф 4:8) «во мгновение времени» (Лк 4:5). Об огромной власти Д. говорят также тексты Еф 2:2; 6:12. Духовной сущностью Д. обусловлено и то, что в своем стремлении ввести в искушение он может даже принимать вид «Ангела света» (2Кор 11:14). В прологе к Книге Иова (Иов 1:6 и след.; 2:1 и след.) Д. является перед Богом и говорит с Ним. Отверж. Богом и, след., пред. окончат. проклятию, он, тем не менее, согл. данной книге, все же имеет доступ к небесному Божьему престолу. Сущность Д. и его действий разъясняется в Ин 8:44. Иисус называет его «человекоубийцей от начала», не устоявшим в истине и лжецом, верным своей сущности, «когда говорит он ложь», ибо он «лжец и отец лжи». Его смертельную ненависть к людям вызывает данное Создателем поручение см. Человеку, как носителю образа Божьего, владычествовать на земле (Быт 1:28). В этой ненависти к людям кроется ненависть Д. к Самому Богу. А ложь, отцом к-рой является Д., означает в своей основе удовлетворение от небытия; она является стремлением возвести небытие на место сотвор. Богом, и потому доброй в своей сути, действит-сти. Д. хочет неправды вместо правды, тьмы вместо света; он хочет смерти вместо жизни. Христос же есть жизнь (Ин 11:25; 14:6). Д. стремится поставить себя на место Бога, чтобы его самого считали Богом (ср. 2Фес 2:4); он хочет быть равным Богу (ср. Быт 3:5), а это гордыня и см. Ложь;

3) любое ДЕЙСТВИЕ ДЬЯВОЛА — это см. Грех. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин 3:8). Д. господствует в воздухе, в злых духах и бесах (Еф 2:2; 6:12; ср. 1Кор 8:5); он рысщет по земле и прельщает людей, чтобы совратить их ко греху. Он является пред Богом как противник верующих, как клевещущий на них (Откр 12:10). Д. ходит по земле, подобно «рыкающему льву» (т.е. подражая Богу: Ос 11:10; ср. Ис 31:4), но в отличие от Бога, ищет, кого поглотить. Чтобы ему противостоять, нужно твердо стоять в вере (1Пет 5:8 и след.). Новозаветная Церковь — это камень прет-кновения для действий Д. в этом мире (ср. Откр 12:17). В конце времен он попытается напрячь свои силы; ему будет позволено на краткое время обрести кажущееся господство и так развить иск-во искушения (см. Антихрист), что искушение к отпадению станет велико и для избр. (Мф 24:24; Мк 13:22). Но эта власть Д. призрачна — вдруг, как гром среди ясного неба, явится Христос (Мф 24:27, 30; см. Второе пришествие Иисуса) и положит конец господству Д. на земле (2Фес 2:8; Откр 19:20,21). Д. будет скован на тысячу лет (Откр 20:1-3; см. Тысячелетнее царство), но затем вновь получит возможность искушать людей — до тех пор, пока Бог окончат. не уничтожит его (ст. 7-10). Ап. Павел говорит, что Бог «вскоре» сокрушит сатану (Рим 16:20). Между тем Д. продолжает искушать людей, чтобы помешать Христову делу спасения; но власть над смертью отнята у него крестной смертью Иисуса (Евр 2:14 и след.). Д. способен ослеплять людей, так что они могут не увидеть света благовествования о славе Христа и не прийти к вере во Христа (2Кор 4:3 и след.); он может унести слово Божье из их сердец (Лк 8:12) и посеять там плевелы (Мф 13:37-39). Он может использовать лжеучителей в качестве своих орудий (2Тим 2:26), может сам обращаться в ангела света, поэтому не удивительно, что его служители выдают себя за служителей правды (2Кор 11:13-15). Но ему не уйти от окончат. приговора Божьего (Мф 25:41). Неискупл. мир полон страха перед злыми духами, но Своей Церкви Христос дал власть побеждать их (Мк 16:17; Лк 9:1; Деян 16:18). Верующие победили лукавого (1Ин 2:13 и след.), и там, где они противостоят Д., он бежит от них (Иак 4:7). Ибо уверовавший во Христа стал чадом оберегающего его Отца Небесного, всемогущего Господа, властвующего и над Д.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Дьявол — ДЬЯВОЛ — см. Сатана. Литературная энциклопедия
  2. дьявол — -а, м. 1. В некоторых религиях: злой дух, черт, сатана. 2. прост. Употребляется как бранное слово. — Куда тебя несет, дьявол! Не видишь разве, что едешь на людей ---! — услышал Бобров впереди грубый окрик. Куприн, Молох. — О, дьявол!... Малый академический словарь
  3. ДЬЯВОЛ — (от греч.διάβολος, «клеветник») сатана (от др.-евр. šãtãn, «противодействующий », « противник»), мифологический персонаж, олицетворение сил зла («нечистая сила»), противостоящий «доброму началу» — богу. Д. занимает видное место в христианском вероучении. Мифологическая энциклопедия
  4. дьявол — Дья́вол/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Дьявол — (от греч. diábolos, буквально — клеветник) Сатана (в исламе — Иблис), в учениях некоторых религий (христианстве, исламе и др.) — злой дух или глава злых духов, «нечистой силы», противостоящий богу, толкающий человека к греху, властелин ада, олицетворение зла. Большая советская энциклопедия
  6. дьявол — орф. дьявол, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. дьявол — Какого дьявола? или за каким дьяволом? или на кой дьявол? (разг. вульг.) — зачем? для чего? Фразеологический словарь Волковой
  8. дьявол — Лицо, выдающее себя за преступника, но не связанное с ними Словарь воровского жаргона
  9. дьявол — см. >> бес Словарь синонимов Абрамова
  10. дьявол — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) кого? дьявола, кому? дьяволу, (вижу) кого? дьявола, кем? дьяволом, о ком? о дьяволе; мн. кто? дьяволы, (нет) кого? дьяволов, кому? дьяволам, (вижу) кого? дьяволов, кем? дьяволами, о ком? о дьяволах... Толковый словарь Дмитриева
  11. дьявол — Заимств. из ст.-сл. яз., где диаволъ < греч. diabolos «клеветник», а затем — «злой дух», производного от diaballō «клеветать, оговаривать» (от ballō «бросаю, разрушаю»). Этимологический словарь Шанского
  12. дьявол — • Бездушный (Бальмонт). • Бледный (Бальмонт). • Странно-бледнолицый (Бальмонт). Словарь литературных эпитетов
  13. дьявол — ДЬЯВОЛ -а; м. [греч. diabolos] 1. По религиозным представлениям: злой дух, чёрт, сатана; воплощение злого начала. Д. на грех подбивает. Д. в кого-л. вселился. Глаза горят, как у дьявола. Хитер, умён как д. 2. Разг. О злом, коварном человеке. Настоящий д.!... Толковый словарь Кузнецова
  14. дьявол — ДЬЯВОЛ, дьявольский и пр. см. диавол. Также см. диавол Толковый словарь Даля
  15. дьявол — ДЬЯВОЛ, а, м. В религиозной мифологии: злой дух, противостоящий Богу, сатана, употр. как бранное слово, а также в нек-рых выражениях. Умён (хитёр) как д. кто-н. (очень умён, хитёр; разг.). Что за д.? (выражение раздражения, недоумения; прост.). Толковый словарь Ожегова
  16. дьявол — Дьявола, м. [греч. diabolos, букв. клеветник]. 1. В религиозных представлениях – злой дух, черт, сатана. 2. Бранное слово (простореч.). Куда прёте, дьяволы! 3. в знач. междом. Употр. для выражения досады, недовольства, раздражения (разг. вульг.). Большой словарь иностранных слов
  17. дьявол — ДЬ’ЯВОЛ, дьявола, ·муж. (·греч. diabolos, ·букв. клеветник). 1. В религиозных представлениях — злой дух, чорт, сатана. 2. Бранное слово (·прост. ). Куда прете, дьяволы! 3. в знач. межд. употр. для выражения досады, недовольства, раздражения (·разг. Толковый словарь Ушакова
  18. дьявол — Восходит к латинскому diabolus или к греческому diabolos; любопытно, что в языческую эпоху это слово означало всего лишь "клеветник", а значение "сатана", "враг рода человеческого" появилось на заре христианства. Этимологический словарь Крылова
  19. дьявол — 1. дьявол I м. 1. простореч. Коварный человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. II межд. простореч. Возглас, выражающий недовольство, досаду, раздражение. 2. Дьявол... Толковый словарь Ефремовой
  20. ДЬЯВОЛ — ДЬЯВОЛ (от греч. diabolos) (сатана, черт, Иблис) — в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или Глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада. Большой энциклопедический словарь
  21. дьявол — дья́вол др.-русск., ст.-слав. диѩволъ διάβολος, болг. дя́вол, сербохорв. ђа̏во̑, род. ђа̏вола, цслав., заимств. из греч. διάβολος; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 230; Гр.-сл. эт. 53; Бернекер 1, 199. Ср. также дед, дёготь. Этимологический словарь Макса Фасмера