Евангелие от Марка

I. СМ. ВСТУПИТ. ЧАСТЬ СТАТЬИ «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ»

II. ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА

1) в отличие от других Евангелий, Е. от М., без вступления (к-рое могло бы повествовать о рождении и годах отрочества Иисуса или же содержать пролог), начинается непосредственно с Его деяний. Точно так же строит свою проповедь и Петр (см. ниже, II,3), говоря об Иисусе, Который был засвидет-вован от Бога «силами и чудесами и знамениями» (Деян 2:22). И читатель Е. от М. может воскликнуть вместе с теми, кто при-сутствовал при чуде Пятидесятницы: «Слышим... о великих делах Божиих» (Деян 2:11);

2) АВТОР.

Как название Е. от М., так и предание приписывают авторство книги см. Марку, о к-ром из Деяний апостолов известно, что он был «сотрудником» апостолов;

3) МЕСТО И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ.

Живший в Иерусалиме Марк, очевидно, лично принимал участие в нек-рых событиях жизни Иисуса Христа, хотя и не входил в число учеников, постоянно Его сопровождавших, и поэтому не мог знать обо всем том, что происходило в Его окружении. Поэтому исследователей всегда интересовал вопрос об источниках, из к-рых Марк черпал свои сведения. Свидет-ва II в. по Р. Х. (Папий, Ириней, Климент Александрийский), как и более поздние, единогласно сходятся на том, что Марк записывал свое Евангелие со слов Петра. Согл. Клименту, а вслед за ним и Евсевию, Петр удостоверил правильность записанного и огласил Евангелие в церкви. Сам Марк упоминает многие подробности тех событий, к-рые могли быть известны только очевидцу (см. Мк 1:40; 2:1-4; 3:5; 5:4-6; 6:39,40; 7:34; 8:33; 10:21; 11:21; 14:66-72). Сравнение Е. от М. с другими Е. также подтверждает участие Петра в его создании: в Е. от М. отсутствует все то, что в других Е. сказано в похвалу Петру, но в то же время его ошибки здесь не замалчиваются. Местом написания второго Е. отцы Церкви называют Рим. Там Марк по просьбе членов церкви записал то, что проповедовал Петр. Марк, согл. 1Пет 5:13, действит. был с Петром в Риме, поэтому нет оснований сомневаться в этом рассказе. Отсюда следует, что написание Е. от М. относится ко времени пребывания Петра в Риме незадолго до его кончины, т.е к середине 60-х годов I в. по Р. Х.;

4) АДРЕСАТ.

Е. от М. было, т.о., предназначено для Римской церкви. Неизвестно, имело ли оно первоначально распространение за пределами этого круга. Содержание книги показывает, что она предназначалась для христиан из язычников, т.к. в ней присутствуют сведения, к-рые были наиб. актуальны именно для этой аудитории. Так, в Е. от М. нет родословия Иисуса, фарисеи упоминаются редко, отсутствуют обличения в их адрес и т.д. С др. стороны, здесь разъясняются нек-рые иуд. обычаи (Мк 7:3,4; 14:12; 15:42) и арам. слова (Мк 3:17; 5:41; 15:22). В греч. языке Е. от М. часто ощущается лат. влияние;

5) ПОДЛИННОСТЬ

Е. от М. в целом никогда не подвергалась сомнению со стороны серьезных исследователей. Вопросы вызывала лишь концовка (Мк 16:9-20), поскольку в самых ранних и важнейших рукописях она отсутствовала. В то же время, наличие этого отрывка подтверждается многими свидет-вами, нек-рые из к-рых восходят ко II в. по Р. Х. Концовка могла быть прибавлена к тексту позднее, или же, наоборот, в отдельных рукописях могла оказаться утраченной. Нек-рые манускрипты содержат сокращ. вариант концовки. Не представляется также правдоподобным, чтобы Марк без серьезных причин (напр., из-за преследований) закончил свое Е. указанием на еще не осуществленное (по сюжету повествования) поручение Иису-са женам-мироносицам, и уж тем более — словами: «И никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк 16:8). Множество различных теорий и до сего дня оставляет этот вопрос открытым.

III. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

1) КОМПОЗИЦИЯ

Иоанн Креститель — «приготовляющий путь» (1:1-8).

Приготовление Иисуса к служению (1:9-13).

«Приблизилось Царствие Божие» (1:14,15).

I. Собирание круга учеников (1:16 — 8:30).

А. Призвание учеников (1:16 — 3:35):

1) призвание через слово и знамение (1:16 — 2:17);

2) служение учеников (2:18 — 3:35).

Б. Наставления ученикам (4:1 — 6:30):

1) проповеди Иисуса (4:1-34);

2) деяния Иисуса (4:35 — 6:6);

3) деяния учеников (6:7-30).

В. Утверждение учеников в вере (6:31 — 8:30):

1) деяния Иисуса (6:31-56);

2) проповеди Иисуса (7:1-23);

3) готовность учеников к исповеданию (7:24 — 8:30).

II. Борьба и победа (8:31 — 16:20).

А. Духовный рост учеников (8:31 — 10:52):

1) следование за Иисусом и вера (8:31 — 9:29);

2) мера истинного величия (9:30 — 10:31);

3) путь служения (10:32-52).

Б. Приготовление к борьбе (11:1 — 13:37):

1) вторжение во вражеский стан (11:1-26);

2) разделение позиций (11:27 — 12:34);

3) наступление Иисуса (12:35 — 13:2);

4) указания к последней битве (13:3-37).

В. Страдания (14:1 — 16:20):

1) путь послушания (14:1-42);

2) торжество тьмы (14:43 — 15:47);

3) Победитель тьмы (16:1-20).

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Чтобы понять Е. от М., следует обратиться к личности Петра — вдохновителя этой книги и свидетеля описанных в ней событий. Он пишет: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2Пет 1:16). Благовещение Петра — это свидет-во о проявившемся на глазах у всех могуществе Иисуса, Которому «покорились Ангелы и власти и силы» (1Пет 3:22) и посредством силы Которого «даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Пет 1:3). см. Царство Божие, о к-ром в первую очередь повествует Е. от М. (Мк 1:14,15), — это Царство, являющееся не в слове, а в силе (1Кор 4:20). Речь идет не о распространении некоего нового мировоззрения и новой этики, но о том, чтобы показать, как сила Божья проявляется в человеке и как можно достичь такой взаимосвязи с Богом, к-рая позволит Его силе действенно проявляться по отношению к людям. Царство Божие присутствует там, где внешняя и внутр. неполнота человеч. бытия восполняется силой Божьей. Здесь ничто не может быть исключением. Разнообразные болезни, потребность в пище, страдания вследствие природных катаклизмов, бедствия, вызванные грехом (Мк 2:5) и смертью (Мк 5:42), — все преодолевается Христом. Злые духи обращаются в бегство перед Ним, имеющим власть, — Святым Божьим (Мк 1:24), Сыном Божьим (Мк 5:7). Люди прибегают к Его помощи, и Его силы достаточно, чтобы избавить людей от любых бедствий, сколь бы ни возрастало число нуждающихся (Мк 3:10). Однако в Е. от М. показана и другая сторона явления — неверие, препятствующее действию силы Божьей (Мк 6:5,6), и отвержение веры нек-рыми в Иудее. Но об этом упоминается вскользь, т.к. вопрос об Израиле играет в Е. от М. подчиненную роль. Основополагающие слова Крестителя, относящиеся к этой теме (Мф 3:7-12; Лк 3:7-9), отсутствуют в Е. от М., как и диспуты Иисуса с фарисеями (Мф 23). Подчеркивается только мысль о непобедимости и славе Царства Божьего, к познанию к-рого должны быть приведены также и ученики Иисуса. Одна из особенностей Е. от М. — частое употребление слова «тотчас». Время Иисуса не безгранично: час Его смерти уже предопределен Богом. Поэтому Он спешит совершить все, что Ему предназначено. Деяниям Его учеников также поставлены временн е границы; всё стремится к своему завершению. В Е. от М. — «книге деяний Иисуса» — теме последних событий человеч. истории уделено необычайно много внимания (Мк 13). В этом также можно увидеть указание на участие Петра в создании книги (см. 1Пет 4:7-19; 2Пет 3:1-14). Важнейший эпизод Е. от М. — исповедание Петра в Кесарии Филипповой, где Петр восклицает: «Ты — Христос» (Мк 8:27-30). Это исповедание — кульминация Е. от М., его теологич. вершина. В первой части второго Е. центром являются чудеса, к-рые творит Иисус, во второй же основной акцент переносится на воспитание учеников. Тайна личности Иисуса беспрерывно обсуждается на страницах этой книги, а в конце ее внимание сосредоточивается на тайне Его страданий. Кесария Филиппова выступает в Е. от М. и как поворотный пункт в географич. смысле. Достигнув сев. предела Своего земного пути, Иисус с этого момента направляется на юг, к Иерусалиму — к Своим страданиям и смерти.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me