Езекия

Езекия (евр. имя, имеющее несколько вариантов: Хизкия, Хизкияху, Йехизкия и Иехизкияху, «Яхве — моя сила»):

1) иуд. царь, сын Ахаза (4Цар 18-20; 2Пар 29-32; Ис 36-39), правивший в 725-697 гг. до Р. Х. Полагают, что прим. с 729 г. Е. был соправителем Ахаза, а прим. с 716 г. — единовластным правителем. На время его царствования приходится поход Синаххериба (Сеннахирима) на Иерусалим, к-рый, согл. ассир. источникам, состоялся в 701 г. до Р. Х. (4Цар 18:13; Ис 36:1). Т.о., болезнь и выздоровление Е., дарование ему Богом еще 15 лет царствования (Ис 38:1,5 и след.), а также посольство от Меродаха Валадана (Ис 39:1) следует отнести ко времени, предшеств. ассир. нашествию. Получается, что Е. правил в общей сложности 29 лет (4Цар 18:2); при этом нек-рые сложности в подсчетах вносят ст. 1,9 и след., к-рые относят правление Е. и израил. царя Осии к одному и тому же периоду. О Е. в Библии сказано: «И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его» (т.е. предок) (4Цар 18:3). Е. начал свое царствование с очищения храма, восстановления богослужения и празднования Пасхи, на к-рое он пригласил и остатки колен, уведенных в плен ассирийцами. Он заново упорядочил служение священников и левитов, снес языч. жертвенники, изображения Астарты, «отменил высоты» (см. Высота) и даже «истребил медного змея, которого сделал Моисей» и к-рому израильтяне поклонялись как идолу (4Цар 18:3-6; 2Пар 29-31). Поведение Е. во время вторжения Синаххериба также свидет-вует о его уповании на Бога. Правда, в своей внешней политике Е. не прислушался к совету пр. Исаии, предостерегавшего его от присоединения к Египту и отпадения от Ассирии. После смерти Саргона II (705 г. до Р. Х.) Е. открыто отошел от Ассирии. Из сообщения о походе на запад, оставленного Синаххерибом на шестигранной глиняной призме, известно, что жители филистим. города Экрона (Аккарона) пленили своего царя Пади, отвергавшего всякое сопротивление ассирийцам, и выдали его Е. Из этого следует, что в восстании против Синаххериба Е. играл ведущую роль (ср. также его действия в войне с филистимлянами, 4Цар 18:8). Разделавшись в Вавилоне с Меродахом Валаданом, чье послание следует отнести именно к этому времени, Синаххериб быстрым маршем стал продвигаться в сторону Палестины. Финикийские города были взяты им или покорились ему добровольно, как и Аммон, Моав и Едом. Яфо (Иоппия), Беф-Дагон, Бене-Верак и Ашкелон (Аскалон) были завоеваны; Лакиш (Лахис) пал, как и Ливна, Елтеке и Тимна (Фимна). Часть егип. войска была разгромлена под Елтеке. Синаххериб сжег и разграбил оказавшиеся беззащитными иуд. земли. Сам он сообщает об этом так: «Езекия — царь Иудейский, не покорился моему игу. Сорок шесть его хорошо укрепленных городов, а также бесчисленные малые города я осадил, соорудив валы для осады, а для штурма использовал пехоту, подкопы, проломы, штурмовые тараны и лестницы (?); 200 150 человек, взрослых и детей, мужского и женского пола, а также лошадей, мулов, ослов, верблюдов, коров и мелкого скота без счета я вывел от них и причислил к своей добыче» (ср. Ис 22:1-14; 1:4-9). Далее Синаххериб говорит, что самого Е., «словно птицу в клетке», он «запер» в Иерусалиме. Синаххериб окружил Иерусалим земляными валами, а близлежащие города его земли отдал во власть филистим. царей Ашдода (Азота), Экрона и Газы. Страх перед его властью, по убеждению Синаххериба, поверг Е. «на землю». Резервные войска Е. из арабов отпали от него. Далее надпись сообщает о том, что Е. через своего посланника выказал покорность Синаххерибу, после чего идет подробное перечисление дани, к-рую он прислал победителю. На этом ассир. царь заканчивает сообщение о своем военном походе, в то время как Библия рассказывает еще и о чудесном спасении иудеев ангелом Господним, поразившим ночью 185 тыс. человек из стана ассирийцев (4Цар 19:35; Ис 37:36). В связи с ожиданием ассир. нашествия (см. 2Пар 32:2-4) в Иерусалиме по приказу Е. был сооружен Силоамский туннель (ст. 30; 4Цар 20:20), к-рый должен был обеспечивать город водой в случае осады. Обнаруж. в 1880 г. в туннеле т.наз. «Силоамская надпись» содержит сообщение о строит-ве штольни длиной более 500 м (см. Силоам). Из Притч 25:1 следует, что Е. собирал при своем дворе ученых и благочестивых мужей, занимавшихся изучением и собиранием свящ. книг. В частн., Е. поручил им собирать притчи Соломона. Преемником Е. на престоле был его сын Манассия;

2) предок пр. Софонии, к-рого, вероятно, можно отождествить с царем Е. (Соф 1:1);

3) израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:16; Неем 7:21). Е., во времена Неемии подписавший обязат-во соблюдать Закон, тоже, вероятно, относился к этому семейству (Неем 10:17);

4) сын Неарии, потомок Зоровавеля и член иуд. царствующего дома (1Пар 3:23);

5) сын Шаллума, один из вождей колена Ефрема, современник царя Факея (2Пар 28:12).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЕЗЕКИЯ — Иудейский царь (725-696 до н. э.), см. Хизкия. Советская историческая энциклопедия
  2. Езекия — (сила Иеговы, крепость Господня): 4 Цар 16:20, 2 Пар 29:1 и др. — известный благочестивый царь иудейский, сын и преемник Ахаза. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  3. Езекия — Ез’екия (Иегова укрепляет) — а) благочестивый царь иудейский, сын и преемник Ахаза, царствовавший в Иерусалиме 29 лет (4Цар.18:2). При нем пало окончательно и было пленено Израильское царство. Библейский словарь Вихлянцева
  4. Езекия — И, муж. Стар. редк. Отч.: Езекиевич, Езекиевна. Происхождение: (Др.-евр. имя Ieizqiiahu — Яхве (бог) укрепит.) Именины: 10 сент. Словарь личных имен
  5. Езекия — Царь иудейский, один из лучших представителей дома Давидова в период разделения царства (жил за VII вв. до Р. Х.)... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона