Филистимляне

Филистимляне упоминаются уже в перечислении народов в Быт 10: «От Мицраима произошли... Каслухим, откуда вышли филистимляне» (ст. 13 и след.). Из Втор 2:23; Иер 47:4; Ам 9:7 можно понять, что Ф. происходили с о-ва см. Кафтор (Крит); об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. яз. — ф-ма мн.ч.) — это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. вост. дельты Нила. Часть Ф. сначала переселилась туда с Крита вместе с теми «народами моря», к-рые в XII в. до Р. Х. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. часть Ф. переселилась в Палестину непосредств. с о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, к-рая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака (Быт 21:32,34; 26; Исх 13:17; 15:14; 23:31).

Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. надписи до 1200 г. до Р. Х. не содержат сведений о Ф. Он полагает, что сначала Ф. оставались верны египтянам, покорившим Ханаан, поэтому при перечислении одержанных побед они по понятным причинам не упоминались. В пользу версии Нордзея говорят результаты раскопок, прежде всего в Гераре. Там были найдены сосуды, относящиеся к 2000-1500 гг. до Р. Х., аналогичные тем, что встречаются в слоях более позднего периода у Ф. Создается впечатление, что Ф., к-рые издавна селились в прибрежных областях Ханаана юж. Яффы, ок. 1200 г. до Р. Х. слились с родств. племенами. К ним, вероятно, относились пурасати, или пуласати (название к-рых соответствует обозначению Ф.), упоминаемые Рамсесом III (1195-1164 гг.) среди тех «народов моря», что угрожали в это время Египту. Критское происхождение Ф. подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или ее части), к-рую егип. тексты обозначают как «землю Кефто». В одном из егип. док-тов встречается имя см. Анхус, к-рое в Библии носит царь Гефа. Кр. того, на одном из егип. рельефов времен Рамсеса III пленные воины «народов моря» изображены в украш. перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1Цар 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в ст. 16 упоминается «земля Филистимская». (Ср. Иез 25:16; Соф 2:5, где критяне также отождествляются с Ф.) Под хелефеями и фелефеями (см. Хелефеи и Фелефеи), телохранителями Давида, следует понимать критян и Ф. В. Гельдерен высказал предположение, что хелефеи, в отличие от других Ф., были потомками древнейших жителей Крита. Со временем это различие сгладилось.

Уже упоминавшиеся сосуды из Герара также указывают на критское происхождение Ф. У Ф. было пять главных городов: Газа, Ашкелон (Аскалон), Ашдод (Азот), Экрон (Екрон, Аккарон) и Геф, каждый из к-рых имел своего правителя (Нав 13:3). Эти «владельцы Филистимские» поддерживали связи между собой и принимали совместные решения по важнейшим вопросам (Суд 16:5,23,27; 1Цар 5:8,11), так что Ф. выступали по отношению к внешнему окружению как сильная и сплоченная группировка. Среди этих удельных князей, по крайней мере во времена Давида, особое положение, очевидно, занимал царь Гефа. В ВЗ Ф. выступают как враги израильтян, многократно превосходящие их в силе и нанесшие им несколько поражений. Полученные в ходе раскопок данные позволяют предположить, что ок. 1050 г. до Р. Х. Ф. разрушили города Силом, Беф-Цур и Дебир (Давир). В битве при Афеке, во времена Илия, они даже захватили ковчег завета (1Цар 4). Хотя Самуил и добился в то время убедит. победы над Ф. (гл. 7), постоянная угроза с их стороны подогревала желание израильтян иметь своего царя (гл. 8). Согл. 1Цар 13:3 (ср. 10:5), во времена Саула в Гиве Сауловой находился филистим. охранный отряд (ср. 10:5). Саул нек-рое время успешно действовал против Ф., чему особенно способствовала победа Давида над Голиафом (гл. 17), однако после гибели Саула в сражении на горе Гелвуй (гл. 31) израильтяне оказались зависимыми от них. И только позднее Давиду удалось окончательно разбить Ф. и освободить Израиль. При Соломоне Ф. сохранили покорность. После разделения Израильского царства произошли сражения между Ф. и Северным царством, был осажден Гавафон (3Цар 15:27; 16:15). Иуд. царь Иосафат взимал с Ф. дань (2Пар 17:11). При Иораме Ф. грабили Иудею и Иерусалим (2Пар 21:16 и след.), при Озии они терпели поражения от израильтян (2Пар 26:6 и след.). При Ахазе Иудея страдала от набегов Ф. на города, располож. на равнине и на юге, причем нек-рые из этих городов Ф. избрали местом своего поселения (2Пар 28:18). Езекия одержал победу над Ф. (4Цар 18:8). Ф. упоминаются и в ассир. надписях, напр. в надписях Синаххериба (библ. Сеннахирима). Ф. тоже пришлось испытать на себе ассир., вавил., а затем и перс. господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов. Среди божеств Ф. самое важное место занимал Дагон, известен также Баал-Зебуб (см. Веельзевул), почитавшийся в Екроне. За враждебность к Божьему народу Ф. вновь и вновь постигали предсказ. пророками наказания (см. Ис 11:14; Иер 25:20; 47; Иез 25:15-17; Ам 1:6-8; Соф 2:4-7). Однако в Библии есть предсказание и о том, что в конечном итоге Ф. познают истинного Бога (Зах 9:5-7).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Филистимляне — (от древнеевр. пелиштим) народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-западной части Ханаана, на восточном побережье Средиземного моря. Место поселения Ф. названо в Библии Пелешет (отсюда вся страна Ханаан получила название Палестина, греч. Palaistine). Большая советская энциклопедия
  2. ФИЛИСТИМЛЯНЕ — (от др.-евр. пелиштим) — народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-зап. части Ханаана на вост. побережье Средиземного м. Место поселения Ф. названо в Библии Пелешет, от имени к-рого вся страна Ханаан получила назв. Палестина (греч. Palaistinn). Советская историческая энциклопедия
  3. филистимляне — орф. филистимляне, -ян, ед. -янин, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. Филистимляне — (англ. Philistines, егип. Pulesati), один из народов моря. Изгнанные из Египта в 1200 г. до н.э. (рис. 173), Ф. вытеснили ханаанеев из прибрежной палестинской равнины (дав ей название, сохранившееся до сих пор) и поселились здесь. Археологический словарь
  5. Филистимляне — (страна странников; Быт 10:14, Пс 60:8). Земля Филистимская, населенная Филистимлянами, тянулась по берегу Средиземного моря между Яффою и окраиною Египта. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. Филистимляне — Филист’имляне — потомки Каслухима (Мицраима и Хама), населявшие земли по берегу Средиземного моря от Нила до Екрона (Быт.10:14 ; Нав.13:3). В Иез.16:57 их земля названа Филистима, а в 1Цар.30:14 — Керети. Филистимляне переселились сюда с Крита (Втор. Библейский словарь Вихлянцева
  7. филистимляне — ФИЛИСТ’ИМЛЯНЕ, филистимлян, ед. филистимлянин, филистимлянина, ·муж. (·др.-евр. pelistim) (·ист. ). Известный из библии пришлый народ в Палестине (по имени которого она получила свое название), враждовавший с евреями. Толковый словарь Ушакова
  8. Филистимляне — (егип. Pulasti, евр. Pelištim, ассир. Palastu, греч. библ. Φυλιστιείμ; классич. Παλαιστϊνοι; народная этимология αλλόφυλοι = "иноплеменницы" перевода LXX) — народ, давший свое имя Палестине. Источники для знакомства с его историей скудны. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. ФИЛИСТИМЛЯНЕ — ФИЛИСТИМЛЯНЕ (от др.-евр. пелиштим) — народ, населявший с 12 в. до н. э. юго-восточное побережье Средиземного м., из числа "народов моря". Войны филистимлян с иудеями отражены в ряде древневосточных сказаний. В 8 в. до н. э. покорены Ассирией. От филистимлян происходит название Палестина. Большой энциклопедический словарь
  10. филистимляне — филистимляне мн. 1. Древний народ, населявший южную часть восточного побережья Средиземного моря. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой
  11. филистимляне — филисти́мляне (мн.) – название народа в Палестине, др.-русск., цслав. филистимляне из греч. Φυλιστείμ – то же от др.-еврейск. pǝlištī, мн. pǝlištīm; см. Гуте, Bibelwb. 517; Хюбшман 318. Этимологический словарь Макса Фасмера