Гад
Гад («счастье», «счастливая судьба»):
1) седьмой сын Иакова, первенец Зелфы, служанки Лии, и старший брат Асира (Быт 30:10-13). Когда Г. вместе с Иаковом отправился в Египет, у него было семь сыновей (Быт 46:16). В своем благословении Иаков говорит о Г. как о воине (Быт 49:19; ср. Втор 33:20 и след.);
2) потомки Г., сына Иакова, колено Гадово и его удел. За время, прошедшее между двумя исчислениями народа, число боеспособных мужчин в колене Гадовом уменьшилось с 45 650 до 40 500 человек; гадитяне по своей численности переместились с восьмого на десятое место среди всех колен (Чис 1:25; 26:18). Во время странствования по пустыне колено Гада вместе с коленами Рувима и Симеона разбивало стан юж. скинии собрания; эти три колена, объединенные под знаменем стана Рувима, выступали в поход во вторую очередь (Чис 2:10-16). Еще при жизни Моисея колено Гада получило удел вост. Иордана, между рекой и владениями аммонитян. На юге этот удел граничил с уделом Рувима, а на севере — с уделом полуколена Манассии (Чис 32:1-5; Втор 3:12,16 и след.; Нав 13:4-28). Во владение левитам в уделе Г. были определены след. города: Маханаим, Есевон, Иазер и Рамоф в Галааде (Нав 21:38 и след.). Колену Гада вместе с коленом Рувима и полуколеном Манассии позволили поселиться на пастбищных землях вост. Иордана в обмен на обязат-во оказать другим коленам поддержку при завоевании Ханаана (Чис 32:16-33; Нав 4:12). После окончания войны Иисус Навин отпустил гадитян по домам (Нав 22:1-6). Жертвенник, сооруж. этими тремя коленами у Иордана во свидет-во их принадлежности к богоизбранному народу, вызвал сначала недовольство у остальных колен, но в конце концов был ими признан (Нав 22:10-34). На всем протяжении своей истории колено Гадово вовлекалось в воен. конфликты, чему способствовало геогр. положение его удела. Возм., колено Гадово принимало участие в войне Иеффая против аммонитян (Суд 11), но конкретно об этом не говорится. Во времена Саула при участии гадитян была одержана крупная победа над племенами измаильтян (1Пар 5:10,18-22). Несколько гадитян сопровождали Давида во время его бегства от Саула (1Пар 12:8-15). В Маханаиме Авенир возвел на цар. трон Иевосфея (2Цар 2:8 и след.); позже Давид нашел здесь укрытие от Авессалома (2Цар 17:24,27-29). Город Рамоф в Галааде имел важное стратегич. значение в погран. войнах против сирийцев, к-рые вели цари Ахав и Иорам (3Цар 22:29; 4Цар 8:28). Здесь был помазан на царство Ииуй (4Цар 9:1-6). Позднее Азаил опустошил все земли вост. Иордана (4Цар 10:32 и след.). В Библии упоминается о нескольких родах из колена Гада, живших в VIII в. до Р. Х. (1Пар 5:11-17). В 30-х гг. того же века ассир. царь Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) угнал гадитян в плен (4Цар 15:29; 1Пар 5:26), из к-рого они уже не вернулись, и их земли заняли аммонитяне (Иер 49:1). Согл. пророчеству Иезекииля, колено Гадово последним из колен получит удел в земле обетованной, на самом юге (Иез 48:27). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен 12 тыс. будут гадитянами (Откр 7:5);
3) пророк и прозорливец, пославший Давида, скрывавшегося в Адолламской пещере, в землю Иуды (1Цар 22:5). Позднее Г. провозвестил Давиду наказание за исчисление народа и поручил ему соорудить жертвенник, на месте к-рого позднее Соломон должен был построить храм (2Цар 24:11-19; 1Пар 21:9-19). Г. принимал участие в назначении левитских певцов (2Пар 29:25). Традиционно считается, что Г. был родом из Халхула, к-рый находился недалеко от Хеврона;
4) языч. бог счастья, имя к-рого, наряду с именем Мени, встречается в Ис 65:11 и входит в состав топонимов и личных имен: Ваал-Гад возле Ермона (Нав 13:5) и Мигдал-Гад в уделе Иуды (Нав 15:37). см. Гаддий см. Гаддиил см. Азгад.
Значения в других словарях
- гад — -а, м. 1. обычно мн. ч. (гады, -ов). Земноводное или пресмыкающееся животное. Всяких гадов, особенно змей и жаб, Чоп ненавидел. Паустовский, Колхида. 2. прост. бран. Об отвратительном, мерзком человеке. Малый академический словарь
- ГАД — (Gadh), Хемминг (р. ок. сер. 15 в. — ум. 16. II. 1520) — швед. гос. деятель, епископ. Вместе с регентами Стуре возглавлял в 1501-13 борьбу против попыток дат. королей восстановить свою власть над Швецией. Советская историческая энциклопедия
- ГАД — I Гадде (gd, gd'), в западносемитской мифологии бог счастья и удачи. Имя Г. реконструируется из ханаанейской топонимики и ономастики, находящей параллели в позднейших арамейских и пунических теофорных именах и прямо упоминается в библейском тексте (Ис. Мифологическая энциклопедия
- гад — Пресмыкающееся животное и ползающее насекомое. Краткий церковнославянский словарь
- гад — орф. гад, -а Орфографический словарь Лопатина
- гад — Древнерусское – гадъ. Старославянское – гадъ (пресмыкающееся, змея, отвратительное существо). Общеславянское – gadъ (пресмыкающееся, змея). В древнерусском языке слово появилось в начале XI... Этимологический словарь Семёнова
- Гад — (толпа, а по другим, счастье) — имя двух лиц, упоминаемых в Библии: Быт 30:11-13 — седьмой сын Иакова, первенец Зельфы, служанки Лии, родной брат Асира. Умирая, патр. Библейская энциклопедия архим. Никифора
- Гад — Гад, гадить, гадкий. [...] множество лексических ответвлений, отделившихся от основного словарного фонда, остается в разных специальных или стилистически ограниченных сферах словарного состава языка... Историко-этимологический словарь
- Гад — (счастье, удача) — а) седьмой сын Иакова и первенец Зелфы, служанки Лии, родоначальник колена Гадова. Удел этому колену — обширнейшее пространство на восток от среднего течения Иордана, был дан еще до входа Израиля в обетованную землю; (см. Библейский словарь Вихлянцева
- гад — Гад/. Морфемно-орфографический словарь
- гад — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) кого? гада, кому? гаду, (вижу) кого? гада, кем? гадом, о ком? о гаде; мн. кто? гады, (нет) кого? гадов, кому? гадам, (вижу) кого? гадов, кем? гадами, о ком? о гадах... Толковый словарь Дмитриева
- гад — В соврем. значении — искон. Животное название человека типа змея, осел, баран, гадюка и т. д. Гад «пресмыкающееся» — общеслав., родственно голл. kwaad «дурной, плохой», нем. Kot «грязь», др.-прус. gidan (вин. п.) «срам» и т. д. Первичное значение — «грязный, мерзкий, скверный». Этимологический словарь Шанского
- гад — • Безлапый (Радимов). • Гнусный (Коринфский). Словарь литературных эпитетов
- гад — ГАД -а; м. 1. обычно мн.: гады, -ов. Трад.-нар. Земноводное или пресмыкающееся животное. Не любить всяких гадов, особенно змей и жаб. 2. Бранно. Отвратительный, мерзкий человек. Ты что, гад, ребенка обижаешь? ◁ Гадский; Гадёныш (см.). Толковый словарь Кузнецова
- гад — ГАД, а, м. 1. обычно мн. Пресмыкающееся или земноводное (устар. и прост.). 2. перен. Мерзкий, отвратительный человек, гадина (прост. презр.). | прил. гадский, ая, ое (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова
- гад — См.: 1. гадать 2. гадить Толковый словарь Даля
- гад — ГАД, гада, ·муж. 1. Земноводное пресмыкающееся животное (зоол.). 2. перен. Отвратительный, дурной человек (·разг. ·фам. ·бран. ). Такого гада, как он — поискать. Толковый словарь Ушакова
- гад — Общеславянское слово, имеющее соответствия в балтийских и германских языках (литовское geda – "стыд, срам", голландское kwaad – "злой"). Первоначальное значение – "отвратительный". Этимологический словарь Крылова
- гад — гад I м. 1. простореч. Человек, совершивший что-либо отвратительное, мерзкое. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. II м. 1. простореч. Человек, вызывающий отвращение, гадливость. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. III... Толковый словарь Ефремовой
- Гад — (евр. gad, от gadad, «резать», «уделять», «назначать долю»?) 1) в ветхозаветном предании: сын Иакова от Зелфы, служанки Лии, родоначальник-эпоним одного из двенадцати колен израилевых (см. Словарь по культурологии
- гад — I I., род. п. га́да, укр. гад, блр. гад, др.-русск. гадъ, ст.-слав. гадъ ἑρπετόν (Супр.), болг. гад, сербохорв. га̏д, словен. gàd, род. п. gáda, чеш., слвц. had, польск. gad, в.-луж. had, н.-луж. gad. Праслав. Этимологический словарь Макса Фасмера