Ключ, затворять

I:

1) о том, что дома в Палестине закрывались на замок, упоминается неоднокр. (Мф 25:10; Лк 11:7; 13:25; Ин 20:19; Деян 12:14). В самом же доме закрывалось на К. только одно помещение, «кладовая» (Мф 6:6, в Синод. пер. — «комната») — не имеющая окон каморка для хранения запасов. Для замыкания дверей (Песн 5:5) и гор. ворот служили запоры (Втор 3:5; 2Пар 8:5), к-рые можно было открыть только К. (см. Суд 16:3). Эти К., по всей видимости (особенно это касается К. от ворот дворцов или от гор. ворот), были такими массивными, что их носили на плечах (Ис 22:22). Чаще всего запоры изготавливали из дерева (см. Неем 3:13), особо прочные делали из меди и железа (Втор 33:25; 3Цар 4:13; Пс 106:16; Ис 45:2);

2) поскольку дом запирался на К., то владение ключом ставило человека в особое положение. Он являлся не просто привратником или сторожем, но рас-порядителем дома. Назначение Елиакима начальником дворца, или начальником дома Давида (см. Начальник дворца, начальник над домом царским), делает это очевидным (Ис 22:22): отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит; он решает, кто принадлежит к цар. дому, а кто нет.

II.

К. становится символом власти и олицетворяет того, кому принадлежит последнее слово. В этом, метафорич., смысле образ К. используется в Библии в целом ряде значений:

1) КЛЮЧ К СЕРДЦУ.

Человек может затворять свое сердце от Бога, от брата (1Ин 3:17). Но Бог отворяет сердце человека (Деян 16:14);

2) КЛЮЧ ОТ НЕБА.

Выражения, наподобие «заключать небо» или «отверзать небеса», говорят о том, что Бог может давать или задерживать дождь (Втор 11:17; Лк 4:25; Откр 11:6; ср. Пс 77:23 — «манна»);

3) КЛЮЧ ДАВИДОВ.

В Откр 3:7, при всем сходстве текста с Ис 22:22, ветхозаветный образ оказывается видоизмененным. Хранитель К. здесь уже не распорядитель дома Давида, а представитель рода Давида, обетов. отрасль Давида. В его руках — К. от эсхатологич. «дома» Божьего (см. также Мф 16:19). Никто не может сам открыть себе доступ в этот «дом». Нельзя яснее, чем в словах, употребл. в Ис 22:22, описать власть Христа. Его воля является окончат. (Откр 3:8);

4) КЛЮЧИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО

т.е. К. от власти на небесах. Израил. книжникам был доверен «ключ разумения», в послушном следовании Слову Божьему они имели К. к наступающему Божьему Царству (Лк 11:52). Но они потеряли этот К. Т.о. они не только сами утратили возможность войти в грядущее Царство Божье, но и затворили вход другим (Мф 23:13). И вот Иисус отдает К. Царства Небесного Петру (Мф 16:19), но это не означает, что Петр замещает Иисуса. Это исключено уже потому, что и другие ученики тоже причастны к этой власти (Мф 18:18), к-рая дана им Иисусом, продолжающим оставаться верховным властителем (Лк 10:16). Получ. учениками власть («власть ключей») состоит в том, чтобы «связывать и разрешать» от имени Самого Бога. Ученики используют эту власть для спасения людей, для прощения (см. Прощение, простить) их грехов или для вынесения приговора, оповещающего, что грехи им еще не прощены (см. Ин 20:23);

5) КЛЮЧИ ОТ АДА И СМЕРТИ.

Господу Небесному принадлежат также К. от смерти и от царства мертвых. Он отнял их у смерти. Христос обладает властью отворять царство мертвых и призывать мертвых к воскресению (Откр 1:18);

6) КЛЮЧ ОТ КЛАДЕЗЯ БЕЗДНЫ.

Бог имеет власть и над местом пребывания бесов (Лк 8:31). Он открывает его для суда (Откр 9:1 и след.) и приказывает запереть там сатану на тысячу лет (Откр 20:1-3).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me