Медное море

Во дворе храма Соломона, близ жертвенника всесожжений, с юго-зап. стороны от него, находиллся сделанный из меди большой резервуар для воды; его называли «медным морем» (3Цар 7:23-26; 2Пар 4:2-5). Это круглое по форме М. М. имело в диаметре 10 локтей (ок. 5,25 м), толщина его стенок составляла ладонь (ок. 7,5 см), а длина окружности — 30 локтей. Согл. 2Пар 4:5, оно вмещало 3 тыс. батов, а согл. 3Цар 7:26, — 2 тыс. батов (см. Меры длины, площади, объема и веса, II,2). Зная диаметр и высоту М. М. (5 локтей — 3Цар 7:23), можно определить его вместимость, считая 22-литровыми ведрами (таков приблизит. совр. эквивалент бата). Если М. М. имело форму полусферы, то оно вмещало около 1730 ведер (прим. 38 тыс. л); если же оно было цилиндрич. формы, то в него могло войти около 2300 ведер (прим. 50 тыс. л). Упомянутое в тексте 3Цар 7:26 число — 2 тыс. батов — можно считать округленным; оно указывает лишь на то, что количество воды в М. М. было ближе к 2 тыс., нежели к 1 тыс. ведер. Под верхними краями М. М., к-рые «походили на распустившуюся лилию» (3Цар 7:26), находились литые украшения (3Цар 7:24: в др.-евр. тексте пекаим — «дикие огурцы», по сходству формы этих рельефных украшений с огурцами; в Синод. пер. — «(подобия) огурцов»). Зелмс предполагает, что речь здесь идет о чашечках распускающихся цветов (так он объясняет др.-евр. слово бакар во 2Пар 4:3, понятое в Синод. пер. как «вол»: этимологич. оно может быть связано также с корнем слова, означ. «проглядывать», «раскрываться»). Представление о подобных украшениях может дать цветочная чашечка, изображ. на треножнике из Угарита. М. М. стояло на 12 медных волах, разделенных на 4 группы, ориентиров. по четырем сторонам света. Обычно исследователи представляют себе волов стоящими, однако в тексте Библии не содержится по-яснений по этому поводу. О символич. значении самого М. М. и этих волов в Библии также не говорится. Предложенные нек-рыми библ. критиками мифологич. истолкования явно не соответствуют библ. смыслу. М. М. предназначалось для очистит. омовений священников (2Пар 4:6), а также, видимо, для наполнения водой 10 умывальниц, к-рые использовались при ополаскивании жертв всесожжения (3Цар 7:38; 2Пар 4:6; см. Умывальник, умывальница, II). Вероятно, из М. М. черпали также освященную воду для приношения ревнования (Чис 5:14-17). Откуда поступала вода для наполнения М. М. неизвестно. Существование прудов Соломона, находившихся юго-зап. Вифлеема, и водопровода, проведенного от них к месту Иерусалимского храма, достоверно прослеживается лишь с эллинистич. эпохи (см. Иерусалим, II,С). При взятии Иерусалима вавилонянами М. М., к-рое по приказу царя Ахаза было снято с медных волов (4Цар 16:17), вместе с остальной храмовой утварью подверглось разрушению, а высоко ценимая медь была доставлена в Вавилон (4Цар 25:13).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me