Музыкальные инструменты

I.

Библия свидетельствует о развитой, сложной музыке, как инструментальной, так и вокальной, поэтому, несомненно, оба эти вида музыки в первонач. форме восходят к пению, часто связанному с танцами — мужскими и женскими, преимущ. хороводными (см. Танец, пляски, хоровод, ликование). Для поддержания ритма пение и танец часто сопровождались хлопаньем в ладоши, о чем свидет-вуют древние рисунки. Поэтому первыми появились ударные, т.е. поддерживающие ритм, М. И. Позже появились струнные М. И., в т.ч. смычковые, а также духовые. Об оркестровой регулярно исполняемой инструментальной музыке в Библии упоминается редко; инструменты были призваны гл. обр. создавать соотв. эмоцион. настрой у поющих, а также сопровождать пение. Кр. того, существовали спец. сигнальные инструменты. При археол. раскопках были найдены остатки нек-рых М. И., именуемых в Библии «музыкальными орудиями» (1Пар 16:42; 2Пар 30:21; Неем 12:36; Еккл 2:8; Пс 67:26; Ис 22:24; Ам 6:5). Значит. больше материала предоставляют древние рисунки и рельефы. Однако не обо всех инструментах, упоминаемых в Библии, исследователи имеют сегодня четкое представление. Не много известно также и о том, каким был звуковой ряд в Древнем Израиле. Вопрос о гамме, впрочем, задается только в отношении струнных М. И.; по-видимому, первонач. использовалась одна из разновидностей пентатоники (как и в Междуречье, Сирии, Финикии и других центрах древнейших семит. цивилизаций), впоследствии же распространились диатонические лады, напоминающие древнегреч., и, возм., им предшествовавшие (влияние др.-евр.-финик. культуры на др.-греч. отражено в предании о финикийце Кадме, давшем грекам алфавит).

II.

В качестве УДАРНЫХ М. И. в Библии упоминаются след.:

1) тимпан, т.е. бубен, или ручной барабан (евр. тоф), разновидность тамбурина, к-рый представлял собой деревянную или металлич. раму, обтянутую кожей животного, а по краям был увешан бубенцами. В него ударяли, поддерживая ритм во время хороводных плясок (Исх 15:20; Суд 11:34; 1Цар 18:6), использовали его гл. обр. во время народных увеселений (Быт 31:27; Иов 21:12; Ис 5:12; 24:8; Иер 31:4), реже — храмовые музыканты при богослужении (Пс 80:3; 149:3; 150:4; ср. 1Цар 10:5; 2Цар 6:5). На небольших тимпанах играли большей частью женщины (Пс 67:26), ударяя по ним тыльной стороной ладони или пальцами: палочки, видимо, не использовались. Существовали и тимпаны более внушительных размеров, на к-рых играли только мужчины;

2) кимвалы (цимбалы), или тарелки (евр. цильцелим, «звенящие»; греч. кюмбалон, «кимвал», 1Кор 13:1). Обычно это были два медных тарелкообразных диска диам. от 8 до 20 см, к-рыми, держа их в вертик. или горизонт. положении, ударяли друг о друга. Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах (2Цар 6:5; 1Пар 15:16,19; 25:1; 2Пар 5:12; Пс 150:5);

3) систры (евр. менааним, «потрясаемые») — инструмент, заимствов. у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки (2Цар 6:5). Систры представляли собой снабженную ручкой дерев. или металлич. раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлич. колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из дерев. рамы с подвеш. к ней металлич. стержнями, на к-рые нанизывали небольшие металлич. диски;

4) в 1Цар 18:6 упоминается инструмент (евр. шалишим, «тройные», или «треугольные»; в Синод. пер. — «кимвалы»), представлявшие собой, вероятно, некую разновидность «триангела» (музык. «треугольника»); возм., однако, что речь идет о лютне;

5) изображения на древних рисунках и рельефах позволяют предположить, что существовала также некая разновидность кастаньет в виде двух дерев. палочек, к-рыми ударяли друг о друга.

III.

Из СТРУННЫХ М. И. в Библии упоминаются два, причем, видимо, речь идет о разновидностях одного и того же М. И. — лиры. (Играя на этих инструментах, перебирали струны или ударяли по ним рукой, а не водили смычком, что следует из этимологии соотв. др.-евр. терминов и видно на древних изображениях, см. 1Цар 16:16.) Лютня не упоминается в ВЗ, возм., за искл. 1Цар 18:6 (евр. шалишим, см. выше — II,4; в Синод. пер. — «кимвалы»). Струнные М. И. делали из кипарисового или сандалового дерева (3Цар 10:12: др.-евр. альмугим, «сандал»; в Синод. пер. — «красное дерево»); струны изготовляли, как правило, из овечьих кишок. Исследователи предполагают, что под упомянутыми М. И. подразумеваются след.:

1) арфа, или цитра (евр. киннор; греч. китара, «кифара»; в Синод. пер. — «гусли», «арфа» или «цитра»), имела поперечную дугу, на к-рую натягивали струны — парал. или перепендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок. Древнейшее изображение такой лиры имеется на настенной росписи гробницы в Бени-Хассане (Египет); похожие инструменты известны и по ассир. источникам. На кинноре играл Давид пред Саулом (1Цар 16:23; в Синод. пер. — «гусли»); уведенные в вавил. плен иудеи повесили свои кинноры на вербах (Пс 136:2; в Синод. пер. — «арфы»). На кинноре часто играли в дороге (ср. 1Цар 10:5, в Синод. пер. — «гусли»; 2Цар 6:5, в Синод. пер. — «цитры»). Этот инструмент широко использовался;

2) псалтирь (евр. нэвель) применялась гл. обр. во время богослужения (1Пар 15:16,28; 2Пар 5:12; Пс 32:2; 150:3); в светских целях она употреблялась, видимо, только в аристократич. кругах (Ам 6:5, в Синод. пер. — «гусли»). Она представляет собой похожий на лиру инструмент, у к-рого дуга расположена косо. В Пс 32:2 упоминается псалтирь с десятью струнами: была ли такая форма ее обычной, распространенной, неизвестно. Изображение псалтири можно увидеть на ассир. рельефе: ее держит в руках иуд. пленник из города Лахиша. Однако на древних рисунках встречаются и другие разновидности этого М. И.

IV.

Среди ДУХОВЫХ М. И. различаются собств. музык. и сигнальные.

А. СОБСТВЕННО МУЗЫКАЛЬНЫЕ духовые инструменты включают, как минимум, три разновидности флейты:

1) в Дан 3:5,7,10 упоминается тростниковая флейта (арам. машрокита; в Синод. пер. — «свирель»): очевидно, имеется в виду т.наз. «флейта Пана», широко распростр. пастуший М. И.;

2) наиб. часто в Библии упоминается флейта, др.-евр. угав (Быт 4:21; Иов 21:12; 30:31 — в Синод. пер. — «свирель»; Пс 150:4 — в Синод. пер. — «орган»). Здесь подразумевается трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в к-рое музыкант дует без посредства дульца. Этот М. И. был известен и в Египте. Существует, однако, мнение, что угав был разновидностью волынки: воздух через трубку вдувался в мех из козьей кожи, при этом музык. звуки исходили из второй трубочки с отверстиями, к-рые играющий открывал или закрывал пальцами;

3) наконец, следует упомянуть флейту под названием халиль (др-евр. «полый») — разновидность гобоя, известную из егип. живописи; существовали как одинарные, так и двойные халили (1Цар 10:5; 3Цар 1:40; Ис 5:12; 30:29; Иер 48:36; в Синод. пер. — «свирель»). Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одноврем. исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнит. трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент — на другой.

Б. СИГНАЛЬНЫЕ духовые инструменты:

1) рог, или рожок (евр. керен и шофар), представлял собой изогнутый рог животного (обычно бараний). Он издавал однородные звуки. В рог трубили на войне (Суд 3:27; 1Цар 13:3; 2Цар 2:28; в Синод. пер. — «труба»), его использовала стража, предупреждая об опасности (Иер 6:1,17). В рог трубили и в торжеств. случаях, напр. при восшествии на трон нового царя (3Цар 1:34,41) или при объявлении о наступлении юбилейного года (см. Юбилейный год) (Лев 25:9);

2) собств. труба (евр. хацоцра) — металлич. инструмент примерно в локоть длиной (ок. 50 см.), лишенный клапана. Моисей получил от Бога указание изготовить две серебряные трубы, в к-рые должны были трубить священники на войне (Чис 31:6), во время праздников (ср. 1Пар 15:24; Неем 12:35,41) и в новомесячия. Соломон умножил число труб до ста двадцати (2Пар 5:12).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Музыкальные инструменты — Инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Музыкальная энциклопедия
  2. Музыкальные инструменты — Инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. Большая советская энциклопедия
  3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов — магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. Большой энциклопедический словарь