Нечестивец, нечестивый

В ВЗ слово «нечестивый» (евр. раша, к-рое в новозаветном греч. передается как асебес, означает также «безбожный»), встречающееся в основном в Книге Иова, Псалтири и книге Притчи Соломона, почти всегда употребляется в форме имени сущ. ед. и мн. ч.: «нечестивец», «нечестивцы». Н. не только отрицает Бога, но и выступает против Него, что выражается в поступках, — поэтому слово раша часто пе-реводится и как «беззаконник». Н. являет собой полную противоположность праведному (см. Справедливость, праведность), или благочестивому.

I. ОТНОШЕНИЕ НЕЧЕСТИВЦА К БОГУ.

Безбожие — откровенное или скрывающееся под маской набожности — проявляется не только в отношении к Богу, но и в соответствующем отношении к своим ближним и даже к животным (см. Притч 12:10). Н., «забывающие Бога» (Пс 49:22), полагают, что Бог с них за это не спросит (Пс 9:25), и поэтому становятся «развратителями» (Пс 1:1), «поступающими по своим нечестивым похотям» (Иуд 18). «Нет страха Божия пред глазами» их (Пс 35:2). Н. попирают Божий Закон (Пс 118:53) и при этом не стыдятся проповедовать Его уставы и вкладывать завет Его в свои уста (Пс 49:16). «В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер 12:2). Н. ненавидят Божье наставление (Пс 49:17), и за это «им нет мира» (Ис 48:22; 57:21). «Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис 58:4). «Сердце нечестивого жестоко» (Притч 12:10). Н. «низлагает бедного и нищего» (Пс 36:14). Он «подсматривает за праведником и ищет умертвить его» (ст. 32). «Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее» (Притч 21:27). НЗ клеймит позором «нечестивых, обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающихся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд 4).

II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К НЕЧЕСТИВЦАМ.:

1) с человеч. т.зр., Бог «губит и непорочного и виновного» (Иов 9:22). Наблюдая за происходящим, человек приходит к малоутешит. выводу, что на земле нет праведного суда: «всему и всем одно» (Еккл 9:2), «праведного и нечестивого будет судить Бог» (Еккл 3:17; ср. Мф 25:31 и след.);

2) над Н. свершится суд: «отросток корня Иессея» «духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис 11:4). Бог осудил на истребление города Содомские и Гоморрские, превратив их в пепел и показав тем самым «пример будущим нечестивцам». Господь знает, «как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2Пет 2:6,9). »... Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим 1:18), и «потому не устоят нечестивые на суде» (Пс 1:5);

3) по обетованию Божьей милости Н. будет помилован, если оставит свой нечестивый путь (Ис 55:7): Господь не желает «смерти грешника», но хочет, чтобы он «обратился от пути своего и жив был» (Иез 33:11). Обращение Н. должно выражаться в соблюдении им «всех уставов» Бога (Иез 18:21): «В правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез 18:22);

4) после исполнения Божьих установлений и обетований во Христе, Который «умер за нечестивых» (Рим 5:6), мы «будем оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим 5:9). «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим 4:5).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me