Обет

1) первые О., встречающиеся в Библии, — это торжественные О. (евр. недер), о к-рых говорится в Быт 28:20 и след.; Суд 11:30 и след.; 1Цар 1:11 и т.д. Давая такой О., молящийся подчеркивал искренность своей просьбы, обещая в благодарность за ее исполнение предоставить в распоряжение Господа себя самого или часть своего имущества. Словом недер обозначается также О. назореев (см. Назорей, Назарянин) (Чис 6:2 и след.), дважды упоминаемый и в НЗ (Деян 18:18; 21:24);

2) давая т.н. зарок (евр. иссар, производное от «связывать», «сковывать», т.е. ограничивать себя в ч.-л., напр. в пище, человек обещает в течение определ. им самим времени воздерживаться от ч.-л., чтобы, обуздав плоть, лучше служить Господу (Чис 30:3-6,11-15). см. Пост;

3) любой О. дается добровольно, и Библия ни разу не призывает и не подталкивает к этому. В то же время она предостерегает от невыполнения уже данного О. (Втор 23:21-23; Пс 49:14; Еккл 5:3-5; Наум 1:15). Человеку не следует давать поспешных О., чтобы не впасть в нужду и грех (Притч 20:25; см. Иеффай). Детям для исполнения О. требовалось согласие родителей, а женам — мужей. Если те не давали согласия, то данный О. считался недействительным пред Богом (Чис 30:3 и след.);

4) относит. О. существовали след. предписания:

а) первенец, будь то человеч. дитя или детеныш животного, не мог быть посвящен Господу, т.к. уже принадлежал Ему (Лев 27:26,28);

б) можно было выкупить посвящ. Богу людей, животных, дома и земли, передав определ. сумму денег на святилище (Лев 27);

в) животное, приносимое в жертву по О., должно было быть без единого изъяна (Мал 1:14) и не могло быть заменено другим (Лев 27:10). Если же из-за недосмотра подобная замена все же происходила, то в жертву приносились оба животных;

г) порядок жертвоприношения по О. установлен в Чис 15:1-16 (см. Жертва);

5) упадок религ. жизни в позднейший период истории Израиля сказался и на сути О. Во времена Иисуса О. стал использоваться для уклонения от исполнения заповедей (Мф 15:5 и след.; Мк 7:9 и след.); см. Корван;

6) знаменат., что в НЗ нигде, кроме Деян 18:18 и 21:24, не говорится об О. в его ветхозаветном понимании. Спасенный христианин, обретающий через Иисуса новую жизнь, знает, что его жизнь и собственность полностью принадлежат Господу, и поэтому, как в случае с первенцами в ВЗ, все то, что уже принадлежит Господу, не может быть еще раз посвящено Ему (см. 1Кор 6:19; 2Кор 5:15; Тит 2:14; 1Пет 2:9 и др.).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. обет — -а, м. Обещание, обязательство, принятое из религиозных побуждений. Монашеский обет. □ Пидорка дала обет идти на богомолье. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала. || высок. Торжественное обещание, обязательство. Малый академический словарь
  2. обет — Обе́т/. Морфемно-орфографический словарь
  3. обет — орф. обет, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. Обет — (Недер) Обязательство, которое человек берет на себя по отношению к Господу, например, принести жертву, десятину (десятую часть своих доходов) и т. п. О праотце Яакове рассказывается, что он принес обет: "Если будет Господь со мною и сохранит меня [... Энциклопедия иудаизма
  5. обет — см. >> клятва, обещание см. также -> давать обет Словарь синонимов Абрамова
  6. обет — Об’ет — обещание, клятва. При даче обета обычно призывалось имя Господа и поэтому неисполнение его было грехом против третьей заповеди (Чис.30:3 ; Втор.23:21 ; Екк.5:3). Для человека было сетью давать поспешно обет (Прит. Библейский словарь Вихлянцева
  7. обет — Общеслав. Производное от obětiti «обещать», образованного от větiti «говорить, советовать» (obv > об, ср. облако). См. вече, завет, совет. Ср. дать слово. Этимологический словарь Шанского
  8. обет — ОБЕТ -а; м. Высок. Торжественное обещание, обязательство, данное из религиозных побуждений. Духовный о. Монашеский о. О. молчания. О. безбрачия. Дать о. Нарушить о. // Клятва, зарок. Дал о. заботиться о сироте. Нарушили о., данный матери. Толковый словарь Кузнецова
  9. обет — ОБЕТ, а, м. (высок.). Торжественное обещание, обязательство. Дать, произнести о. Нарушить о. О. молчания. Толковый словарь Ожегова
  10. обет — ОБ’ЕТ, обета, ·муж. (·книж. ). Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений. «Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет.» Лермонтов. «Я не давал обета безбрачия.» А.Островский. | Зарок, обещание (·устар. ). «Давши обет сохранять мир, нарушает его.» Жуковский. Толковый словарь Ушакова
  11. обет — Образовано от исчезнувшего глагола обътити – "обещать". К той же основе восходят завет, вече. Этимологический словарь Крылова
  12. Обет — На языке христианского нравственного учения есть данное Богу обдуманное обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в узком смысле слова. К первым относят... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. обет — обе́т род. п. -а, др.-русск., ст.-слав. обѣтъ ὑπόσχεσις (Супр.), чеш. оbět᾽ "жертва", слвц. оbеt᾽ – то же. Из *оb- и *větъ "изречение" (заве́т, приве́т), др.-русск. вѣтъ "договор, совет"; см. Мi. ЕW 388; Преобр. I, 634; см. также выше, вет. Отсюда обеща́ть (см.). Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. обет — обет I м. 1. Клятвенное обещание совершить какой-либо богоугодный поступок после просительной о чём-либо молитвы. 2. Монашеское отречение от ориентации на свою волю (обет послушания)... Толковый словарь Ефремовой
  15. обет — См. обетовать Толковый словарь Даля