Обрезание

I. НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

Обычай О. был широко распространен на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см. Иер 9:24-26 (МТ: »...все эти народы обрезаны...»). Практиковался этот ритуал и в Израиле. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у древних финикийцев и филистимлян обрезания не было). В наше время О. практикуется нек-рыми народностями Африки, Австралии и Америки. Значение этого обычая трактуется различно. В любом случае, видимо, в первую очередь О. носило культовый характер, а мед. или санитар. соображения не играли здесь существенной роли. Обряд совершался посредством оперативного вмешательства, заключавшегося в удалении крайней плоти у мужчин. О глубокой древности обычая О. говорят библ. свидет-ва, согласно к-рым оно совершалось с помощью каменных ножей (Исх 4:25; Нав 5:2-8 — в МТ речь идет именно о каменных ножах).

II. ОБРЕЗАНИЕ В ИЗРАИЛЕ

Введение О. связано с именем Авраама (Быт 17:9-14). Во время странствования по пустыне народ Израиля не придерживался этого обычая, но затем он был восстановлен Иисусом Навином (Нав 5:2 и след.). Обряд совершался над всеми мужчинами любого возраста (см. Быт 17:10,23; 21:4; Нав 5:2 и след.), но гл. обр. обрезанию подвергались младенцы муж. пола, не достигшие восьми дней (Быт 17:12; Лев 12:3; Флп 3:5). О. применялось также к рабам, считавшимся членами семейной общины, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (Быт 34:14-17; Исх 12:48), а позднее — и к полностью принявшим иудаизм. Как правило, обряд совершался главой дома (Быт 17), реже — матерью (Исх 4:25), а позднее — врачом и могелом (что значит «тот, кто обрезает»). Во времена Иисуса имя младенцу давалось сразу после О. (Лк 1:59). В первых христ. общинах, в т.ч. и в Иерусалиме, О. сначала распространялось на всех без искл. мужчин (о чем свидет. спор, разгоревшийся на собрании апостолов), пока Павел не добился, чтобы О. не совершалось над обращенными из язычников (Деян 15:1-20; Рим 4:12; Гал 2:2 и след.; см. также 1Кор 7:18 и след.).

III. ЗНАЧЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ

В Израиле О. было символом завета между Богом и Его народом (Быт 17:9-14; ср. Исх 4:25; 12:48; Нав 5:2 и след.; Деян 7:8; Рим 4:11 и след.)и служило чисто внеш. признаком Израиля, отличавшим его от необрезанных, т.е. от язычников, олицетворением к-рых в этом отношении были филистимляне (Суд 14:3; 15:18; 1Цар 14:6; 17:26; 2Цар 1:20). Слово «необрезанный» имело у израильтян презрительный оттенок. И наоборот, во времена эллинизма определ. круги в Израиле стыдились О. и всячески старались скрыть следы операции, чтобы во время спортивных соревнований, участники к-рых по примеру греков состязались без одежды, в них не узнали бы евреев. Почему именно О. стало символом завета, неиз-вестно. Но в любом случае оно напоминало израильтянам об обетованиях, заключ. в Божьем завете (относит. потомства, владения землей, Быт 17:4-8), и об обязанностях, возлож. в нем на Израиль (Втор 10:16; 30:6; Иер 4:4; Иез 44:7; Рим 4:11; Гал 5:3). В НЗ выражение «обрезанные» иногда означает евр. религ. общину в ее противопоставлении христ. общине (Гал 2:8; Кол 4:11).

IV. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) «необрезанные» деревья — это фруктовые деревья, с к-рых в течение четырех лет после посадки не позволялось собирать урожай (Лев 19:23-25);

2) необрезанные губы, уши, сердца и т.д. олицетворяют греховность и порочность человека (Лев 26:41; Иер 6:10; 9:25; Иез 44:9; Деян 7:51; Кол 2:13). Соотв., эти органы нуждаются в дух. обрезании, необходимом человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении (Втор 10:16; 30:6; Иер 4:4; 9:26);

3) апостол Павел использует понятие О. как символ обновления человека через веру в Христа, к-рое он называет О. Христовым (Кол 2:11). О. Христово заключается в «совлечении греховного тела плоти» и совершается, в отличие от иуд. обряда, не ножом и не по букве Закона, а в сердце и по духу (Рим 2:29; Кол 2:11). Павел выступает против утверждения о том, что иудеем, т.е. участником завета с Богом, человека делает наружное О. (Рим 2:28 и след.). Причастность к Богу основывается на внутр. дух. обновлении человека. Тем самым иуд. О. становится ненужным и бессмысленным (Рим 4:12; Гал 2:3 и след.; 5:6; 6:15; Кол 2:11). Свидет-вом подлинности этого внутр. О. служит крещение (Кол 2:12). «Обрезание Христово» выступает здесь как понятие, равнознач. «совлечению плоти», подтверждаемому крещением, к-рое следует понимать как погребение ветхого человека. Т.о., в Кол 2:12 мы имеем дело с неполным сравнением, и поэтому следует избегать прямого отождествления О. и крещения. В крещении заключен очень важный момент, к-рого не было в обряде О. времен Павла, а именно — крещение доказывает, что Божий завет действен не благодаря к.-л. внеш. знаку, а благодаря Духу, обновляющему человека в вере (Рим 2:29; Кол 2:12).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Обрезание — Обряд, заключающийся в удалении (обрезывании) крайней плоти мужского члена (praeputium). Обычай О. возник в первобытном обществе, когда при переходе юношей в группу взрослых мужчин над ними совершали посвятительные обряды... Большая советская энциклопедия
  2. обрезание — 1) обрезание -я, ср. Религиозный обряд у евреев и некоторых других народов, состоящий в удалении крайней плоти мужского члена. 2) обрезание -я, ср. Действие по глаг. обрезать (в 1 знач.). Малый академический словарь
  3. обрезание — 1. об/рез/а́/ни/е [й/э] (действие). 2. об/ре́з/а/ни/е [й/э] (обряд). Морфемно-орфографический словарь
  4. обрезание — орф. I обрезание, -я (религиозный обряд) II обрезание, -я (обрезка) Орфографический словарь Лопатина
  5. Обрезание — (Брит мила) Завет обрезания — завет праотца нашего Авраама. Обрезание крайней плоти, посредством которого новорожденный еврей присоединяется к завету Авраама. Энциклопедия иудаизма
  6. Обрезание — (Быт 17:10-12, Ин 7:22) было замечательным обрядом иудейской религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола в 8-й день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. обрезание — Обр’езание — религиозный обряд, заключающийся в срезании крайней плоти (края складки свободной кожи) на половом органе мальчика и знаменующий собой вступление его в общество народа. Библейский словарь Вихлянцева
  8. обрезание — I. ОБРЕЗАНИЕ -я; ср. Религиозный обряд у евреев и некоторых других народов, состоящий в удалении крайней плоти мужского члена. II. ОБРЕЗАНИЕ, ОБРЕЗАТЬ см. Обрезать. Толковый словарь Кузнецова
  9. обрезание — 1. ОБРЕЗАНИЕ, я и ОБРЕЗАНИЕ1, я, ср. У евреев и у нек-рых других народов: религиозный обряд, состоящий в удалении крайней плоти мужского члена у мальчиков. 2. ОБРЕЗАНИЕ2 см. обрезать. Толковый словарь Ожегова
  10. обрезание — Обряд удаления крайней плоти полового органа у мальчиков и девочек. входило в состав инициаций, сохранилось в обрядности иудаизма и ислама. Этнографический словарь
  11. обрезание — ОБРЕЗ’АНИЕ, обрезания, мн. нет, ср. Действие по гл. обрезать. II. ОБР’ЕЗАНИЕ, обрезания, ср. (рел.). Религиозный обряд у евреев и некоторых других народов, состоящий в удалении крайней плоти у мальчиков. Толковый словарь Ушакова
  12. Обрезание — Составляет весьма распространенный обычай, получивший у некоторых народов важное религиозное и национальное значение. Мы встречаемся с обычаем... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. ОБРЕЗАНИЕ — ОБРЕЗАНИЕ — обряд удаления крайней плоти мужского члена. Возник в первобытном обществе, совершался при инициации. Сохранился у некоторых народов Австралии, Океании, Африки, в религиозном ритуале иудаизма (над младенцами) и ислама (над мальчиками 7-10 лет). Большой энциклопедический словарь
  14. обрезание — обрезание I обрезание, обрезание ср. Обряд отсечения крайней плоти мужского полового органау, широко распространённый среди семитских народов как религиозный ритуал — в иудаизме (над младенцами) и в исламе (над мальчиками 7 — 10 лет). II обрезание ср. Толковый словарь Ефремовой