Окропление, окропить

Различаются три вида О.:

1) елеем (т.е. маслом): Лев 14:16;

2) водой: Лев 14:51; Чис 8:7; Иез 36:25 и др.;

3) кровью: Исх 29:16,20 и след.; Лев 1:5,11; 16:14; Чис 19:4; 4Цар 16:13.

Все три вида О. имеют культовое значение. О. маслом тесно связано с обрядом жертвоприношения за очищение от проказы (см. Жертва): Лев 14:16 и след. О. водой производилось в первую очередь для очищения (напр., прокаженного: Лев 14:1 и след. (ст. 7) и после прикосновения к умершему: Чис 19:11-13). О. водой олицетворяет также очищение от грехов, причем очищены могут быть как люди, так и вещи (Лев 14:52: дом должен быть «очищен» водой). В Израиле считалось, что одной только водой смыть грехи невозможно и для полного очищения необходима кровь. Именно поэтому О. жертвен. кровью стало у израильтян важным культовым действом. В день великого искупления первосвященник должен был семь раз окропить пальцем, смоченным в жертвен. крови, золотую крышку ковчега завета (см. Ковчег завета), чтобы самому освободится от греха и одноврем. получить возможность ходатайствовать за грехи других людей пред Господом Богом (Лев 16:11 и след.). В Посл. к Евреям ветхозавет. окропление кровью предстает в ином виде: великий Первосвященник Иисус принес Себя в жертву Богу во искупление грехов, и жертва эта действенна во веки веков, поэтому окропление кровью жертвен. животных становится ненужным. Тем самым всем верующим (а не только первосвященникам, как в ВЗ) всегда (а не только один раз в год, см. Лев 16:1 и след.; Евр 10:20) открыт путь в Святое Святых. Кто с покаянным сердцем и с верою приблизится к Кресту Иисуса, тот будет «окроплен» в своем сердце, и грехи его омоются Кровью Иисуса (Евр 10:22; ср. 1Ин 1:7).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me