Остаток

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

Понятие «О.» играет важную роль в библ. проповеди суда и спасения:

1) в ВЗ для передачи понятия «О.» используется несколько евр. слов: шаар — «оставаться», палат — «избегать», сарад -«убегать», ятар — «оставаться», а также производные от этих глаголов слова. Септуагинта по-разному переводит эти евр. слова, чаще всего используя глаголы каталейпейн и гюполейпейн («оставаться») и связанные с ними сущ.;

2) наполненное богосл. содержанием понятие О. встречается в ВЗ исключит. в книгах пророков (особенно в Книге Исаии), там, где речь идет о судьбе израил. народа, а в НЗ — в посланиях Павла (Рим 9-11), там, где он обращается к пророч. слову об Израиле. Т.о., понятие О. становится четким и ясным только тогда, когда имеется в виду сущность пророч. служения. см. Пророк как уста Божьи воплощает в себе совесть Израиля. Он указывает на грех Божьего народа и вскрывает его. Он возвещает Божий см. Суд над непослушанием и указывает путь к спасению (см. Спасение). Ветхозаветная идея о том, что О. Израиля спасется, пройдя через суд Божий, представляет собой как бы краткую «формулу» всех библ. пророчеств.

II. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) необходимой предпосылкой пророчества об О. является тот факт, что Израиль избран Богом (см. Избрание). Бог заключил с этим народом союз, целью к-рого было его спасение, и поставил Израиль выше всех народов (Втор 7:6 и др.). Такое положение Израиля определил Бог, обусловив его, однако, тем, что народ будет «слушать законы сии, и хранить и исполнять их» (ст. 12). Израиль же часто не был послушен Богу (Иер 2:27);

2) призвание пророков — это ответ Бога на непослушание Израиля. Пророки должны были проповедовать Божий суд над Его народом за грехи и непослушание, подчеркивая суровость этого суда. Тот факт, что из всего народа спасется лишь небольшой О., свидет-вует о силе Божьей кары (Ис 6:10-13; Иер 24:8-10; Иез 6:8 и след.; Ам 3:12; 5:3; 6:9 и след.). Пророчества об О. дают нек-рое утешение тем израильтянам, к-рые сохранили верность своему Господу. Божий суд не будет окончат. и всеобщим. Бог, даже верша суд над Израилем, сохраняет верность завету, заключенному с ним (Ис 1:8 и след.): О. станет тем корнем (Ис 6:13; ср. также Соф 3:12 и след.), к-рый даст новые побеги. Представителями этого нового начала были пророки. Они и их ученики, жившие в вере в Бога и доверии к Нему, стали прообразом будущего О. (Ис 8:16-18). Это следует из Ис 7:1-9. Сын Исаии Шеарясув (евр. «остаток обращается») символизирует Божье обетование: Бог насадит Себе народ, к-рый будет жить в послушании и в доверии к Нему. Сохранение О. возможно лишь благодаря милосердию и верности Бога, Который спасает и избавляет избранных Своих (Ис 46:3 и след.; Плач 3:22; Иез 6:8). Это будет жизнь в вере (Ис 10:20 и след.), и Бог вновь станет оказывать помощь (Иер 15:11) и простит грехи (Мих 7:18);

3) в первую очередь эта пророч. весть относится к тому Божьему суду над Израилем, к-рый закончился вавил. пленением (см. Плен). Бог стремится положить конец рассеянию (см. Рассеяние) народа и построить заново Свои отношения с теми, кто остался после суда и вернулся из плена (Ис 11:16; Иер 23:3; 31:7 и след.);

4) свое окончат. исполнение обетования об О. обретут только с явлением Мессии (Ис 11:1 и след.), Который Сам положит начало О. Вся жизнь пророков направлена на это грядущее, предвестниками к-рого они являются.

III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) пророчество об О. осуществляется с приходом на землю Иисуса Христа и выражается в призвании и собирании Церкви (см. Церковь, собрание, община). О. Израиля, в к-ром Бог творит через Иисуса новое начало, не просто часть чего-то прежнего; это новый народ, избранный Богом через Иисуса (Мк 3:14, досл.: «И сделал (греч. пойейн) из них двенадцать, чтобы с Ним были...»);

2) подробно об О. говорит ап. Павел в Рим 9-11 в связи с неверием Израиля и отвержением им Христа. Предсказание об О. уже осуществляется (Рим 9:27-29). Верующие в Христа евреи представляют собой истинный Израиль веры, новое Божье начало. Т.о., Христос стал для Своего народа причиной разделения: отношение к Нему разделяет израильтян на два лагеря. Апостол знает, что в той надежде, к-рая содержится в пророч. вести об О., выражена верность Бога Своему завету и Своим обетованиям. Поэтому Павел говорит о конечном спасении всего Израиля. Только тогда полностью завершится спасающее Божье деяние, к-рое заново началось в создании О.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. остаток — -тка, м. 1. Оставшаяся неиспользованной, неизрасходованной часть чего-л. Остаток материи. □ Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью. И. Гончаров, Обломов. Малый академический словарь
  2. остаток — Оста́/т/ок/. Морфемно-орфографический словарь
  3. остаток — орф. остаток, -тка Орфографический словарь Лопатина
  4. остаток — Последки, останки, развалины, реликвии, обрезки, объедки, огарок, окурок, осадок; наследие былых времен ср. !! избыток см. >> избыток Словарь синонимов Абрамова
  5. остаток — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? остатка, чему? остатку, (вижу) что? остаток, чем? остатком, о чём? об остатке; мн. что? остатки, (нет) чего? остатков, чему? остаткам, (вижу) что? остатки, чем? остатками, о чём? об остатках... Толковый словарь Дмитриева
  6. остаток — Общеслав. Суф. производное от остатъ «оставшийся», страдат. прич. прош. вр. от остати «остаться» (см. останки). Останки — остатки (с суф. -н- и -т-) аналогично убитый — убиенный, скрытый — сокровенный и т. п. Этимологический словарь Шанского
  7. остаток — 1. часть чего-нибудь, оставшаяся как излишек, избыток; 2. то, что осталось от прежде существовавшего; 3. то, что остается как отходы или отбросы; 4. оставшаяся часть, конец. Большой бухгалтерский словарь
  8. остаток — ОСТАТОК -тка; м. 1. Оставшаяся неиспользованной, неизрасходованной часть чего-л. Использовать, продать весь о. Значительный о. Небольшой о. О. материи. О. суммы. Остатки запасов. О. пирога. * Остатки сладки (Погов.). 2. обычно мн.: остатки, -ов. чего. Толковый словарь Кузнецова
  9. остаток — ОСТАТОК, тка, м. 1. Оставшаяся часть чего-н. израсходованного, истраченного. Остатки обеда (от обеда). Последние остатки запасов. О. суммы. Остатки сладки (шутл. погов.). Сшить фартук из остатков материи. 2. мн. То, что осталось от прежде существовавшего. Толковый словарь Ожегова
  10. остаток — ОСТ’АТОК, остатка, ·муж. 1. Часть, кусок чего-нибудь, оставшаяся, как излишек. «- Да что не пьешь? Допей, остатки сладки.» А.Островский. «Распродажа остатков красного товара.» Даль. Остатки обеда. Остаток суммы выдан на руки. 2. только мн. Толковый словарь Ушакова
  11. остаток — остаток I м. 1. Часть чего-либо, оставшаяся как излишек. 2. Часть отрезка времени или расстояния, остающаяся неиспользованной или непреодоленной. 3. То, что осталось как след существования чего-либо. || перен. Наследие, пережитки. Толковый словарь Ефремовой
  12. остаток — См.: 1. оставлять 2. остатний Толковый словарь Даля