Отец

Причина и происхождение всякого отцовства — в Боге (Мф 23:9; Еф 3:15), во власти Творца, вызывающего к жизни то, чего ранее не существовало (Рим 4:17). Бог — Отец Своего единородного Сына Иисуса Христа (Ин 1:14,18; Еф 3:14), в Котором Он открывает Свою сущность. Бог и людей принимает как Своих детей (2Цар 7:14; Лк 12:32). Божье отцовство включает в себя попечит-во о Его чадах и их защиту (Мф 6:8) и проявляется в Его любви (Ин 16:27).

I:

1) О. — это тот, кто порождает детей (см. Дети, сыновья, младенцы, чада) (Пс 2:7) и воспитывает их. Отцовство — это милость Божья, а дети являются даром Божьим (Пс 126:3), к-рый получает не каждый (Лк 20:28-31). Понятие «дед» чуждо Библии, поэтому все потомки рассматриваются здесь как сыновья и дочери родоначальника (Мф 21:9). Из отчего дома ведут три пути:

а) сын покидает О., чтобы «прилепиться к жене» и самому стать О. (Быт 2:24);

б) сын может умереть для О., причем не только в результате телесной смерти, но и вследствие греховного заблуждения (Лк 15:24);

в) наконец, веление Божье, как в случае с Авраамом, но особенно преданность Христу в НЗ, превалирует над привязанностью к О., если эта привязанность вступает в противоречие с Божьей волей (Мф 4:22; Лк 14:26);

2) В ВЗ отношения между О. и сыном упорядочены заповедями, значение к-рых подчеркивается присовокупл. к ним предупреждениями (Втор 21:18-21; Притч 30:17). Долг О. заключается в том, чтобы обеспечивать детям пропитание (Лк 11:11), руководить ими и воспитывать их (Притч 13:24; Евр 12:8 и след.), но прежде всего — в том, чтобы наставлять их в Законе Господа (Втор 6:7; Еф 6:4). Если О. оставляет поклонение истинному Богу и начинает поклоняться идолам, то ответственность за этот грех несут и его дети (Исх 20:5), хотя суровость их наказания Бог ограничивает определ. пределом (Втор 24:16; Иез 18:17-20). След., О. не может поступать по собств. произволу; в частн., в НЗ ему внушается, что он не должен раздражать своих детей (Еф 6:4), доводить их до уныния (Кол 3:21). Дети обязаны чтить О. (Исх 20:12; Притч 30:17) и быть послушными ему (Притч 23:22). В ВЗ О. имеет право решать вопрос о жизни и смерти детей (Быт 22:1-10). Дети обязаны содержать его, когда он становится нетрудоспособным (Притч 19:26; Мф 15:5). То обстоят-во, что отношения между О. и детьми, к-рые должны регулироваться любовью (Быт 22:2; 44:20), упорядочиваются Законом, является вынужд. мерой и свидет-вует о нарушении установл. Богом порядка. И все же у О. есть то преимущество, что он первым может полюбить ребенка и пробудить в его сердце ответную любовь; в этом отношении человеч. отцовство также является отражением отцовства Бога (Притч 23:26; 1Ин 4:10,19);

3) понятие отцовства расширяется и в том случае, если О. называют человека, исполняющего родит. обязанность по обеспечению детей, когда родств. связь отсутствует, т.е. благодетеля (Иов 29:16; 31:18), доброго господина (4Цар 5:13) или правителя (Быт 41:43; 1Цар 24:12; Ис 22:21). Так, О. может называться священник или пророк, если человек (или люди) доверяет себя его руководству (Суд 17:10; 4Цар 2:12; 13:14);

4) в НЗ понятие «О.» переносится в область духовного и используется в особом значении, когда речь идет о духовном воспитании, направленном на становление в вере (1Кор 4:15; Флп 2:22; Флм 10). Павел проявляет настоящее отцовское чувство по отношению к Тимофею (1Тим 1:2; 2Тим 1:2), а Петр — к Марку (1Пет 5:13). Также по-отцовски Павел относится к тем членам церкви, к-рые благодаря ему пришли к вере (1Фес 2:11). О. в церкви являются все те, кто духовно породил или воспитал детей, т.е. верующих (1Ин 2:13,14).

II:

1) отцовство особого рода предусмотрено в Божьем замысле спасения в отношении Авраама. Он — патриарх, праотец (Евр 7:4). С Него Бог начал новую эру в отношениях с людьми. Когда живой Бог призвал Авраама, тот не только покинул родину и родных, но и отказался от богов своего О. Фарры (Нав 24:2). В союз Бога с Авраамом были включены и потомки патриарха (Быт 26:3). Иаков знал, что с ним был Бог Авраама (Быт 31:42), и Бог говорил с ним как Бог его О. (Быт 46:3). Но поскольку рядом с Исааком стоял Измаил, а рядом с Иаковом — Исав, к-рых Бог исключил из Своего обетования, то позднее обетования стали наследоваться теми, кто исповедовал Бога Авраама, Исаака и Иакова (Исх 3:6). Так, Бог заключает завет с народом, О. к-рого являлся Авраам и к-рый чтил Бога своих отцов. След. поколения включались в дело спасения, к-рое Бог совершил в отношении их отцов (Исх 6:3; Чис 11:12; Втор 4:31; 5:3);

2) еще до вавил. плена Иеремия сетовал на то, что израильтяне нарушили тот завет (см. Союз, завет), к-рый Бог заключил с их отцами (Иер 31:32). В Евангелии упоминается об отцах, нарушавших завет и убивавших пророков; это прообраз тех, кто гнал Иисуса и Его учеников (Мф 5:12; 23:31). После того как народ Израиля оставил Бога своих отцов, Иоанн Креститель пытался, во многом тщетно, обратить сердца отцов к детям, а сердца детей к отцам (Мал 4:6; Лк 1:16,17). Народ Израиля помнил только о своем происхождении по крови, но забыл веру Авраама и его дела (Ин 8:33,37). В то же время тот, кто продолжает дело Авраама, имеет право называться его истинным наследником (Гал 3:6 и след.,29) и является полноправным членом народа Божьего (Еф 2:19 и след.). Еврей, признающий Иисуса Сыном Божьим, служит Богу своих отцов (Деян 24:14).

III.

Признание Иисуса Сыном Божьим позволяет поновому взглянуть на Божье отцовство по отношению к людям. Бог создал всех людей и поддерживает в них жизнь, Он — Отец для Своего народа, Израиля (Ис 63:16; Иер 3:4; 31:9), и для каждого отдельного израильтянина (Пс 67:6). В результате подвига Его единородного Сына Иисуса Христа (см. Иисус Христос) (см. Имена Иисуса Христа, II,А), люди через рождение от Бога словом истины (Иак 1:18; 1Ин 2:29; 3:9; 4:7) становятся «детьми Божиими» (1Ин 3:1). К ним, образующим народ Израилев по духу, Бог проявляет Свою любовь и заботу (1Пет 5:7). Он воспитывает их (Евр 12:6-8) и назначает их Своими наследниками (Рим 8:17). Он также ожидает, что на Его любовь люди ответят своей любовью (1Ин 4:19) и основанным на этой любви послушанием (Рим 16:19; Евр 5:9). Он хочет, чтобы Его дети любили друг друга (Ин 13:34), были по-сыновнему благодарны Ему (Кол 2:7; 1Фес 5:18) и доверит. обращались к Нему — «Авва» (Рим 8:15; арам. доверит. обращение детей к отцу, соотв. рус. «папа»).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. отец — орф. отец, отца, тв. отцом, р. мн. отцов; после собственных имен пишется через дефис, напр.: Дюма-отец Орфографический словарь Лопатина
  2. отец — отца, зват. (устар.) отче, м. 1. Мужчина по отношению к своим детям. Родной отец. □ Я не помню своей матери, а отец умер, когда мне было четырнадцать лет. Гаршин, Надежда Николаевна. Отец у мальчика был офицер Красной Армии. Катаев, Отче наш. Малый академический словарь
  3. отец — Оте́ц/. Морфемно-орфографический словарь
  4. отец — • вылитый ~ • настоящий ~ Словарь русской идиоматики
  5. отец — 1) ростовщик; 2) осужденный за изнасилование несовершеннолетних Словарь воровского жаргона
  6. отец — см. >> благодетель, священник см. также -> отправиться к отцам, родной отец Словарь синонимов Абрамова
  7. Отец — От’ец — Отец Небесный, Отец Господа нашего Иисуса Христа и Отец всех верующих в Иисуса Христа. Господь Иисус Христос во время Своего земного служения постоянно обращался к Отцу, называя Его Своим (Мат.11:25 ; Лук.22:42 ; Лук.23:34 ; Иоан.11:41 ; Иоан. Библейский словарь Вихлянцева
  8. отец — От’ец — кроме непосредственного родителя (Быт.42:13), а также предков вообще (Чис.20:15 ; 3Цар.15:3), отцом в Священном Писании называются и многие другие лица: левит, которого Миха поставил священником в своем доме (Суд. Библейский словарь Вихлянцева
  9. отец — I. (иноск.) — благодетель, заступник, кормилец Ср. Ты отец. До населенья Добр и милостив ты был, Не довел до разоренья, Пищи, крова не лишил. Некрасов. Современники 1. Юбиляры № 1. См. будьте отцы родные. II. (чего) иноск. Фразеологический словарь Михельсона
  10. отец — сущ., м., употр. наиб. часто (нет) кого? отца, кому? отцу, (вижу) кого? отца, кем? отцом, о ком? об отце; мн. кто? отцы, (нет) кого? отцов, кому? отцам, (вижу) кого? отцов, кем? отцами, о ком? об отцах 1. Ваш отец — это мужчина, от которого вы родились. Толковый словарь Дмитриева
  11. отец — Общеслав; новообразование на месте индревроп. названия отца (ср. лат. pater, нем. Vater, итал. padre и т. д.). Суф. производное (суф. -ьць > -ец) от той же основы, что др.-рус. отьнъ «отеческий», лат. atta, хеттск. attas, алб. at (из детской речи). Этимологический словарь Шанского
  12. Отец — орф. Отец, Отца: Бог Отец Орфографический словарь Лопатина
  13. отец — ОТЕЦ род. и вин. отца, дат. отцу, тв. отцом, предл. об отце; мн. отцы; м. 1. Мужчина по отношению к своим детям. Родной о. Названый о. Стать отцом. Неродной о. (отчим). О. семейства (мужчина, имеющий семью, детей; глава семьи). Кто-л. Толковый словарь Кузнецова
  14. отец — ОТЕЦ, отца, стар. зват. отче, м. 1. Мужчина по отношению к своим детям. Родной о. О. семейства (отец как глава семьи). Неродной о. (отчим). Приёмный о. (усыновивший или удочеривший ребёнка, детей). Названый о. (неродной, приёмный). Толковый словарь Ожегова
  15. отец — ОТ’ЕЦ, отца, ·муж. 1. Мужчина по отношению к своим детям. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» Грибоедов. «Он родился просто, как говорят: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца.» Гоголь. | Тот, у кого ь дети. Он уже отец. Толковый словарь Ушакова
  16. отец — 1. отец I м. 1. Мужчина по отношению к своим детям. 2. Самец по отношению к своему потомству (обычно о племенных, породистых лошадях, собаках и т.п.). 3. перен. разг. Родоначальник, основоположник чего-либо. 4. перен. разг. Толковый словарь Ефремовой
  17. отец — оте́ц род. п. отца́, укр. оте́ць, блр. оце́ц, др.-русск., ст.-слав. отьць πατήρ (Зогр., Мар., Остром., Супр.), болг. оте́ц, сербохорв. о̀тац, род. п. о̀ца, словен. óčе, -étа (от зв. *оtьčе), чеш., слвц. оtес, польск. оjсiес, в.-луж. wótc, wóćec, н.-луж. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. отец — ОТЕЦ м. у кого есть дети; родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батька, папа, папаша, папенька, папочка, атя. Отец-мать, родители. Мне отец-мать этого делать не приказывали. Толковый словарь Даля