Отвержение, отвергать

ЧЕЛОВЕК ОТВЕРГАЕТ БОГА

По всей Библии прослеживаются последствия отвержения народом Израиля своего Бога (Чис 11:20). Избирая себе царя, израильтяне отвергли царствование Бога (1Цар 8:7; 10:19). Они отвергали также слово Господа (1Цар 15:23,26; Ис 30:12; Иер 8:9), Божий Закон и Божьи уставы (Иер 6:19; Иез 5:6; ср. Лев 26:15). Это тем удивительнее, что именно в даровании израильтянам слова и Закона Божьего открывается вся любовь Бога к Его народу. Народ Израиля в глазах Божьих подобен «отверженному серебру», т.к. «раздувальный мех обгорел ... плавильщик плавил напрасно; ибо злые не отделились»: Израиль отверг послушание Богу (Иер 5:27-30; ср. Притч 3:11,12). В НЗ народ Израиля отвергает и своего истинного Царя. «Сыну Человеческому много должно пострадать» (Мк 8:31; Лк 9:22; 17:25); Он есть «камень, который отвергли строители» (Мф 21:42 и парал. места). Притча о виноградарях (Мк 12:1-12), отражающая историю отношений Бога со Своим народом (2Пар 36:15 и след.), достигает кульминации в том месте, где говорится об убийстве единств. лю-бимого сына хозяина и звучит вопрос: «Что же сделает хозяин виноградника?» (Мк 12:9).

БОГ ОТВЕРГАЕТ ЧЕЛОВЕКА

1) Господь вправе ответить отвергающему Его человеку: «За это Я тоже отвергну тебя». Это относится как к отдельным людям — Исаву (Евр 12:17), царю Саулу (1Цар 15:23), так и ко всему народу, включая священников и пророков: «Так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя» (Ос 4:5,6). Вероятно, отвержение израил. народом слова Божьего доставляло пр. Иеремии самые сильные страдания (Иер 6:19,30; 7:29; 14:19; 52:3; Плач 2:7; 5:22). От отвержения Богом ничто не защитит. Св. город Иерусалим не защищает от гнева Божьего (4Цар 23:27). «Храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего» (3Цар 9:7), то же касается и жертвенника (Плач 2:7). Факт Божьего избрания (см. Избрание, избранность, избирать) нисколько не исключает возможности оказаться отвергнутым: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян — из Кафтора и Арамлян — из Каира? Вот очи Господа Бога — на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли» (Ам 9:7,8). Высоко вознесшийся низвергнется до ада (Мф 11:20 и след.). «Сыны царства» будут «извержены во тьму внешнюю» (Мф 8:12). Лишь в одном случае избранность остается вечной, несмотря на отвержение. Христос, этот «камень, который отвергли строители» (Мк 12:10 и парал. места), имеет власть определять судьбы мира и участь отдельных людей: «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Лк 20:18; 1Пет 2:8), а «верующий в Него не постыдится». Ибо отвергнутый камень стал краеугольным, главою угла, завершающим и несущим на себе новый Храм, народ Божий;

2) Павел, познавший на собств. опыте, что значит быть принятым Христом, с глубокой болью осознает факт отвержения израил. народа (Рим 11:15). Израилю как народу изначально принадлежали Божье усыновление и слава, заветы и Закон, богослужение и обетования. Из этого народа произошли по плоти праотцы и Сам Христос (Рим 9:1 и след.). Значит ли это, что обетования Божьи были даны напрасно? Нет, ибо после принятия язычников в лоно Церкви вновь пробьет час Израиля (Рим 11:11 и след.). Если Бог привил к корню народа Божьего язычников, как новые ветви, то тем более Он может вновь привить отломившиеся ветви народа Израиля. Но Божьи обетования есть «да» и «аминь» только во Христе (2Кор 1:20). Бог отломил ветви Израиля за его неверие (Рим 11:20) и заключил евреев вместе с язычниками в непослушание, чтобы всех помиловать. Но если Израиль будет упорствовать в неверии, то его ветви не будут привиты вновь. см. Остаток;

3) не противоречит ли окончат. отвержение милосердию Божьему, ведь Он любит мир (Ин 3:16) и «все из Него, Им и к Нему» (Рим 11:36)? Библия отвечает на этот вопрос утверждением, что спасение предназначено всякому, кто верует (Мк 16:16; Ин 3:16,18). Оказаться вне спасения рискует не только неверующий, но и тот, чья вера не подкрепляется достойной христианина жизнью. Даже ап. Павел постоянно работал над собой, чтобы самому не оказаться отвергнутым (1Кор 9:27). Помилование не является долгом Бога, Он свободен в проявлении Своей милости (Рим 9:15). Поэтому Он может и отвергать. В том и в другом Он проявляет Свое всемогущество, но повлиять на Его окончат. решение может и смиренная просьба: «Не отвергни меня от лица Твоего» (Пс 50:13).

ЧЕЛОВЕК ОТВЕРГАЕТ ЧЕЛОВЕКА

Слово «О.» употребляется в Библии и в том случае, когда мужчина расторгает брак и отсылает жену с разводным письмом (Лев 21:7,14; Ис 54:6; Чис 30:9) или когда человек, напр., священник, отлучается от служения (3Цар 2:27, в Синод. пер. — «удалять»; 2Пар 11:14, в Синод. пер. — «отставлять»).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me