Плен

Плен как изгнание, насильств. переселение целого народа или его части.

I.

В качестве прообраза П. (= изгнания) можно рассматривать изгнание первых людей из Едемского сада (Быт 3:23 и след.). Изгнание, ставшее результатом их непослушания Богу, привело к утрате свободы и явилось трагич. предупреждением о том, что отпадение от Бога всегда означает внутр. и внешнее порабощение.

II.

Пребывание Израиля в Египте, сопровождавшееся угнетением народа, также можно назвать П. (Исх 1:11-14). Вопли народа были услышаны Богом, и Он, узрев скорби израильтян, послал Моисея, чтобы тот вывел народ из егип. рабства (Исх 3:7-10; 20:2; см. Исход).

III:

1) во время последовавшего за исходом из Египта странствованием по пустыне Бог предупредил израильтян, что в случае непослушания Его заповедям Он снова может изгнать их и рассеять между народами (Лев 26:33-39; Втор 4:25-28; 28:36,37,64-68). Господь обещал вывести народ только в том случае, если он отречется от своих прегрешений и обратится к Нему (Лев 26:40-45; Втор 4:29-31; 30:1-10). После завоевания земли обетованной израильтяне столь часто проявляли непослушание Богу, что в конце концов население сначала Израильского (Северного), а затем и Иудейского (Южного) царств было угнано в П. Тщетно пророки Амос и Осия, Исаия и Михей, Софония и Иеремия призывали народ к обращению и предсказывали грядущее наказание;

2) орудием суда над Северным царством стали ассирийцы, а над Южным — халдеи (вавилоняне). Ассирийцы при Тиглатпаласаре III (745-727 гг. до Р. Х.) начали систематич. переселение целых народностей. Во время походов 733 и 732 гг. Тиглатпаласар выселил жителей земли Неффалима, располож. на севере Палестины, и колена, жившие вост. Иордана, а именно колена Рувима, Гада и полуколено Манассии, после чего отвел их в Халах, в Ару и к Хавору, реке Гозан (в Синод. пер. Гозан назван рекой, а Хавор — областью; 4Цар 15:29; 1Пар 5:6,26). В Ис 9:1 отражены именно эти события. После взятия Самарии Салманасаром (726-722 гг. до Р. Х.) его преемник Саргон II (721-705 гг. до Р. Х.) завершил переселение, депортировав большую часть оставшегося населения Северного царства в те же вышеназв. области и в Мидию (4Цар 17:6; 18:11). Как Тиглатпаласар, так и Саргон упомянули об этих переселениях в своих анналах, причем Саргон указал и число угнанных жителей Самарии: 27 290 человек. Покинутые израильтянами самарийские города были заселены жителями Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима (4Цар 17:24). При Ашшурбанапале (ок. 640 г. до Р. Х.) в страну хлынул новый поток переселенцев из Элама, Персии и Вавилонии (Езд 4:9 и след.). Из 2Пар 30:1,10 и след. становится очевидным, что на тер. Северного царства оставалась часть израильтян. В результате их смешения с новыми колонистами образовался народ, называемый самарянами (см. Самаряне) (4Цар 17:24-41). Какова была судьба угнанных израильтян, неизвестно. Лишь немногие из них сохранили связь со своим народом; об их потомках упоминается в НЗ (Лк 2:36; Деян 2:9);

3) евреи, населявшие Южное царство, были угнаны Навуходоносором II (604-562 гг. до Р. Х.) в вавил. П. Это событие оказалось столь важным в истории евр. народа, что принято различать допленный и послепленный периоды. Этому П. предшествовало еще одно ассир. переселение, когда Синаххериб (библ. Сеннахирим) во время похода против Езекии в 701 г. до Р. Х. увел из больших и малых городов Иудеи, по его собств. утверждению, 200 150 (?) человек. Кр. того, довольно большое число евреев после убийства Годолии бежало в Египет. Среди беженцев были пророки Иеремия и Варух (Иер 41:11 — 44:30). Переселение в Вавилон проходило в несколько этапов. Нек-рые знатные евреи, среди них и пр. Даниил, были уведены в П. еще в 605 г. до Р. Х., после победы вавилонян при Каркемише (Дан 1:1-4). Затем Навуходоносор пленил в Иерусалиме царя Иехонию, его мать, жен, слуг и придворных, а также 10 тыс. воинов и всех ремесленников. Захватив город, он вывез оттуда все сокровища храма и цар. дворца. Лишь малая часть населения осталась в городе (4Цар 24:12-16). Иехония, согласно вавил. летописям, был пленен 16 марта 597 г. до Р. Х.; отправили же его в Вавилон лишь в апреле след. года (2Пар 36:10; Иез 40:1). Этим, вероятно, объясняется датирование пленения Иехонии в одном случае восьмым (4Цар 24:12), а в другом — седьмым годом правления Навуходоносора (Иер 52:28). Трудно сказать, были ли 3023 иудея, названные в Иер 52:28, отдельной группой переселенцев или составляли лишь часть предыдущей группы. Захватив и разрушив в 587 г. до Р. Х. Иерусалим, Навузардан выселил почти всех оставшихся в живых жителей города, за искл. тех, кто был предназначен для работ в поле (4Цар 25:11 и след.; 2Пар 36:20; Иер 39:9 и след.; 52:15); 832 человека, упомянутые в Иер 52:29, были, видимо, депортированы первыми, еще до падения Иерусалима. Между тем, не вся страна была разорена и не все ее жители были выселены. Нек-рые города, в т.ч. Массифа (Иер 40:6), видимо, сдались вавилонянам без сопротивления и поэтому были пощажены. Кр. того, по стране были разбросаны остатки евр. войска, ушедшие затем в Египет (Иер 43:4-7). В 582 г. Навузардан отвел в Вавилон еще одну группу евреев численностью в 745 человек (Иер 52:30). Указ. число — 4600 человек — нельзя рассматривать в качестве общего числа депортированных (даже если учитывать людей, к-рые позже вернулись из П. и к-рые, в свою очередь, составили лишь часть всех угнанных в П.).

IV.

После того как Вавилон был захвачен персами, Кир в 538 г. до Р. Х. разрешил жившим в П. евреям возвратиться на родину (2Пар 36:22 и след.; Езд 1:1-4). Вначале этим разрешением воспользовались 42 360 членов евр. общины, а также 7337 рабов и рабынь и 200 певцов и певиц (Езд 2:64 и след.). Часть евреев решила остаться в местах высылки (см. Есфирь; Зах 6:10; Деян 2:9 и след.; см. Рассеяние). Вавил. П. продолжался не 70 лет, как часто считают, а меньше. Пророчества в Иер 25:11 и след.; 29:10 вовсе не говорят о продолжительности П.; они определяют время существования Нововавилонского царства 70 годами, что вполне соответствует периоду 605-539 гг. до Р. Х. В 2Пар 36:21 эти 70 лет, возм., означают время, прошедшее между разрушением храма в 587 г. и его освящением заново в 515 г. до Р. Х.

V.

Вавил. П. сыграл важную роль в истории евр. народа благодаря служению таких мужей, как пророки Иезекииль и Даниил (здесь же можно назвать и Иеремию). После разрушения храма народ с большим старанием стал изучать Закон и соблюдать субботу. Большее значение придавалось обрезанию как видимому свидет-ву принадлежности к богоизбр. народу. В П. Израиль окончат. отказался от идолопоклонства и познал истинную ценность уз, духовно скрепляющих общину. Вдали от родины и в отсутствие храма главной в духовной жизни народа оставалась Тора. Обращение с пленными, вначале довольно суровое (Пс 136), постепенно становилось более мягким (Иер 29:5-7). Евилмеродах освободил царя Иехонию из темницы и даже позаботился о его обеспечении (4Цар 25:27-30); Даниил (Дан 2:48; 6:3) и Неемия (Неем 1:11) получили высокие должности. Евреи принимали участие в экономич. жизни Вавилона, многие из них достигли материального благополучия (ср. Езд 2:69) и пользовались уважением. Подобные успехи порой удерживали их от возвращения на родину. см. Пленный.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. плен — -а, предл. о плене, в плену, м. 1. Положение кого-, чего-л. захваченного во время военных действий противником и лишенного свободы, а также пребывание, жизнь в таком положении. Взять в плен. Находиться в плену. Освобождение из плена. Малый академический словарь
  2. плен — Плен/. Морфемно-орфографический словарь
  3. плен — орф. плен, -а, предл. в плену Орфографический словарь Лопатина
  4. плен — I. ПЛЕН I * plaine f. равнина. Почтенные обитали парламентской plaine или, как выражаются другие, "парламентского болота", никогда и не желала ничего иного. Есть люди, которые любят власть саму по себе, точно также как любят женщину, pour ses beaux yeux. Словарь галлицизмов русского языка
  5. плен — см. >> неволя, рабство Словарь синонимов Абрамова
  6. плен — а) первым пленом еврейского народа оказался Египет, в который Иаков пришел со всем своим семейством, спасаясь от голода. Богатый, процветающий и сильный Египет долго питал разрастающийся еврейский народ, но в итоге оказался местом рабства... Библейский словарь Вихлянцева
  7. плен — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? плена, чему? плену, (вижу) что? плен, чем? пленом, о чём? о плене и в плену 1. Пленом называется насильственный захват в неволю военных или гражданских лиц противником. Взять кого-либо в плен. Толковый словарь Дмитриева
  8. плен — Заимств. из ст.-сл. яз. См. полон. Этимологический словарь Шанского
  9. плен — Безвыходный, безотрадный, безрадостный, гнетущий, горестный, горький, изнурительный, многострадальный, мучительный, печальный, подневольный, позорный, постыдный, томительный, тягостный, тяжелый, тяжкий. Словарь эпитетов русского языка
  10. плен — • Печальный (Рылеев). • Позорный (Рылеев). • Постыдный (Рылеев). • Тяжкий (Льдов). Словарь литературных эпитетов
  11. плен — ПЛЕН -а, предл. о плене, в плену; м. 1. Лишение свободы, захват в неволю кого-, чего-л. противником. Взять в п. Находиться в плену. Освобождение из плена. Попасть, сдаться в п. Бежать из плена. Работать в плену. Бороться в плену. 2. чего. Толковый словарь Кузнецова
  12. плен — ПЛЕН, плена, мн. нет, ·муж. 1. Состояние, положение человека (участвующего в военных действиях или из мирного населения), захваченного неприятелем или задержанного властями враждебного государства и лишенного свободы на время войны; жизнь... Толковый словарь Ушакова
  13. плен — Род. п. -а. Заимств. из цслав., ст.-слав. плѣнъ σκῦλα, αἰχμαλωλωσία (Супр.); ср. исконнорусск. поло́н (см.). Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. плен — плен м. 1. Состояние зависимости, неволи, в которое попадает человек, захваченный во время войны противником; пребывание в таком состоянии. || Пребывание в неволе, в рабстве, не на свободе. 2. перен. Толковый словарь Ефремовой
  15. плен — См. пленять Толковый словарь Даля
  16. плен — ПЛЕН, а, о плене, в плену, м. Состояние порабощённости, того, кто захвачен на войне противником и лишён свободы. Взять, попасть в п. Держать в плену. Бежать из плена. В плену предрассудков (перен.). Толковый словарь Ожегова