Победа, побеждать

I.

Бог сражается за Свой народ и побеждает (Втор 33:29; Пс 117:7-14; Притч 21:31; Авв 3:8-15), когда тот, в осознании своей зависимости от Бога, просит Его о победе (Исх 17:11). Богу принадлежат слава победы и благодарение за нее (1Пар 29:11), и спасенные праведники радостно восклицают: «Десница Господа творит силу» (Пс 117:15).

II.

Решающая П. Иисуса Христа совершилась на Голгофе и стала очевидной после воскресения Распятого. Иисус явился как сильнейший, чтобы победить сильного — сатану (Лк 11:22). Как Агнец, добровольно шедший на заклание, Он победил все враждебные людям силы — дьявола, грех и смерть (1Кор 15:55; Откр 5:5). «Пригвоздив ко кресту» осуждающую нас долговую расписку («рукописание»), он вырвал из рук врага обвинительный материал против нас, разоружив тем самым его и его духов тьмы, принародно обличив их и восторжествовав над ними (Кол 2:14 и след.). Возм., эта П. еще скрыта от глаз мира, но она станет очевидной для всех со Вторым пришествием Господа (см. Второе пришествие Иисуса) в славе (см. Слава), так что пред именем Иисуса преклонится всякое колено и все языки исповедуют Его как Господа и победителя (Флп 2:10 и след.). Но эта П. была достигнута уже в тот момент, когда Иисус на кресте воскликнул: «Совершилось!» (Ин 19:30); она готовилась уже с тех пор, как Бог сказал: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» (Пс 2:6).

III.

Как бы ни была пока еще сокрыта П. Воскресшего от глаз мира сего, искупленные Господом могут уже ныне познать ее в своей жизни, а именно:

1) как П. над вражьей силой, к-рая уже не властна над ними (Лк 10:19; Еф 6:16; 1Ин 2:13; 5:18);

2) как П. над злом, к-рое, возм., было причинено им, но в ответ на к-рое им теперь не надо обращаться к гневу, ненависти и мести (Рим 12:21; 1Пет 3:9);

3) как П. над миром, его искушениями, похотью и стяжательством, угрозами и гонениями (Мф 5:44; 1Ин 5:4);

4) как П. над грехами, к-рые уже не могут долее удерживать освобожденных Господом под своей властью (Рим 6:14,18,22; 1Ин 3:9 и след.);

5) как П. над духами лжи и лжепророками (1Ин 4:4; Откр 15:2);

6) как П. над смертью, к-рой отныне могут не бояться те, кто уже здесь принял вечную жизнь в Сыне Божьем (Ин 3:36; 10:28; 1Кор 15:57; 1Ин 5:12). Но этой П. в повседневной борьбе (см. Борьба, бороться) они достигают не собственными усилиями, а только см. Кровью Агнца и словом свидет-ва своего, а также сораспятием своего «я» Христу (Гал 2:19 и след.; Откр 12:11). Сам Христос дарует П. Своим приверженцам и стремится сделать их соучастниками Своего торжества, повсеместно распространяя через них благоухание познания о Себе (2Кор 2:14). Пребывать в этой П. Господа и жить ею — для его учеников не только возможно, но и необходимо; ибо только тем, кто стал соучастником этой П., кто принял ее, принадлежат возвышенные обетования Господа в Его послании семи Церквам (Откр 2 и 3). Эта П. не может быть достигнута только собственными силами и стараниями верующих, но, как говорит Павел, только «силою Возлюбившего нас» (Рим 8:37) мы в состоянии одержать великую П. Ведь наша вера — «это и есть победа, победившая мир» (1Ин 5:4).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me