Прямота, открытость, смелость, дерзновение

I. В ВЗ:

1) греч. слово парресиа, к-рое в Синод. пер. передано словами, вынесенными в заголовок статьи, означает «прямота», «открытость», «откровенность», «неустрашимость»;

2) слово парресиа в политическом контексте близко к понятию «независимость». Согл. Аристотелю, каждый свободный гражданин должен отвергать раболепие и низкопоклонство и упражняться в парресиа;

3) в Септуагинте слово парресиа встречается редко. В Лев 26:13 им переводится евр. слово комемийют — «вертикально», «стоймя» (в Синод, пер. — «с поднятой головой»). В Пс 93:1 глагол парресиадзестай передан евр. словом «яфа» («явиться»), в данном случае оно относится к Богу, Который является человеку. В Иов 22:26 и 27:10 говорится об открытости пред Богом («будешь радоваться, утешаться»): человек, не знающий за собой вины, искренне радуется перед лицом Бога. В Притч 1:20,21 слово парресиа относится к Божьей премудрости, возвышающей свой голос на улицах и площадях.

II. В НЗ:

1) при описании деяний Иисуса довольно часто, особенно в Ев. от Иоанна, используются слова «прямота» и «открытость». Иисус выступает перед людьми свободно и открыто (Ин 7:26; 18:20). Конечно, прямота Иисуса не снимала завесы тайны, к-рая окутывала Его личность и к-рая приоткрылась лишь верующим ученикам. Открытость Иисуса совмещалась иногда со скрытностью и таинственностью (см. Мк 5:43; 8:30-32 и др.);

2) образцу смелости, явленной Иисусом, следовали Его ученики, пренебрегавшие смертью и не страшившиеся своих врагов. Смелость учеников Иисуса зиждилась на их уверенности в грядущем спасении (Деян 4:12 и след.). Важно не терять смелости даже в нужде и страданиях: «Не оставляйте же дерзновения вашего!» (Евр 10:35);

3) тайна благовествования должна возвещаться с дерзновением. В этом — молитв, прошение ап. Павла (Еф 6:19). Дерзновенное свидет-во стало для Павла «необходимой обязанностью», возложенной на него Богом. Апостол должен свидет-вовать, а свидет-во означает открытое исповедание. Иногда действия благовестника определяются лишь его желанием повиноваться Богу; но если в его благовествовании нет дерзновения, значит, оно лишено необходимой внутренней уверенности. Не случайно в книге Деяний говорится, что Павел учил о Господе Иисусе Христе «со всяким дерзновением» (Деян 28:31);

4) в нек-рых местах Свящ. Писания говорится о том, что человек, последовавший за Иисусом Христом (Рим 8:31 и след.), не знает страха пред Богом, пред Судьей; даже в день Страшного Суда он может уповать на то, что ему, прощенному грешнику. Бог возложит на голову победный венец (1Ин 3:21; 4:17; 5:14).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me