Рим

I.

Город Р. был основан в 753 г. до Р. Х. на берегах р. Тибр. Первонач. поселения располагались на холме Палатин, впоследствии же были заселены и соседние холмы — Капитолий и Квиринал, а затем Целиев холм, Авентин, Эсквилин и Виминал. Поэтому Р. называют городом на семи холмах (ср. Откр 17:9). Он был столицей царства (по 510 г. до Р. Х.), а затем столицей республики (510-27 гг. до Р. Х.), к-рая в результате многочисл. войн завоевала Аппенинский п-в и все Средиземноморье. С началом единовластия см. Августа Р. стал им-перией и мировой державой. Под своей властью он объединил все известные земли, а «Римский мир» (Pax Romana) стал символом надежды на политич. освобождение. Возвращаясь из завоеванных стран, римляне приносили в свой город верования в богов покоренных народов и сооружали этим богам храмы. При этом все сильнее проявлялось стремление воздавать правящему императору божеств. почести. В Риме концентрировалась вся политич. и религ. власть.

II.

ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРИТЯЗАНИЕ РИМА НА МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО встретило сопротивление со стороны избранного Богом израил. народа (см. Зилоты), к-рый надеялся, что на земле будет установлено Царство Господа и что столицей этого Царства станет Иерусалим. Лишь после кровавого подавления двух восстаний (66-73 гг. и 132-135 гг.) Р. окончат. удалось стать победителем в этом противоборстве. Первые контакты между Р. и иудеями произошли в 161 г. до Р. Х., когда Иуда Маккавей заключил с Р. договор о взаимной помощи (см. Маккавеи). В 63 г. до Р. Х. Помпей, покорив Сирию, присоединяет к Римской империи и Иудею. Нек-рое время Р. относился лояльно к местным князьям из рода Ирода Великого (см. Ирод); но в 6 г. по Р. Х. Иудея и Самария становятся рим. провинциями, к-рыми управляет наместник. Резиденция наместника находилась в Кесарии, на Средиземноморском побережье. Порабощенные евреи были обязаны платить римлянам подати (Мф 22:17-21). Во время правления имп. Августа родился Иисус (Лк 2:1-7), на пятнадцатом году царствования Тиберия (см. Тиверий) явился Иоанн Креститель (Лк 3:1 и след.); в царствование того же императора состоялось распятие Иисуса. При Клавдии (см. Клавдий) из Р. были выселены евреи (Деян 18:2); см. Нерон был тем императором, суда у к-рого потребовал Павел (Деян 25:11). Предсказанное Иисусом разрушение Иерусалима (Мф 24; Лк 19:41-44) совершил рим. военачальник Тит, впоследствии также ставший императором. Когда первые христиане стали разносить Благую Весть во все концы земли, неоценимую услугу в этом им оказали такие обстоят-ва, как огромные масштабы самой империи, объединившей в себе множество стран, а также распространение греч. яз. как языка межнац. общения. Но потребовалось немного времени, чтобы эта мировая империя начала кровавые гонения на христиан и их истребление. Р. превратился в зверя, все пожирающего и попирающего, преисполненного богохульных имен, в блудницу, упоенную кровью святых; но этой блуднице предсказан неминуемый суд (Дан 7:7; Откр 14:8; 16:19; 17:3-6,9,18; 18:2,10,21).

III.

Имп. Клавдий издал указ о выселении всех евреев из Р. (см. Акила и см. Прискилла) (Деян 18:2). В Р. рано возникла христ. церковь, к-рой см. Павел направил одно из своих посланий (см. Послание к Римлянам, Рим 1:7,15; 15:23). Сам Павел не был основателем рим. церкви, но хотел посетить ее, возм., для того, чтобы сделать ее отправным пунктом будущих миссионерских путешествий на запад (в Испанию, Рим 15:23,24; Деян 19:21; 23:11). Павел апеллировал к суду императора и был доставлен в Р. как узник. Тем не менее вначале он мог проповедовать здесь беспрепятственно (Деян 28:16,31). Возм., этой проповедью Евангелия в столице тогдашнего мира был завершен опред. этап всемирной христ. миссии. В Р. Павел написал свои послания к ефесянам и колоссянам, а, возм., также Послание к Филиппийцам, Послание к Филимону и, согл. 2Тим 1:17, Второе послание к Тимофею. Апостол, находившийся в заточении в Р., констатировал: «Для слова Божия нет уз» (2Тим 2:9). Исследователи полагают, что в Р. было написано и Первое послание Петра, поскольку под «Вавилоном» в 1Пет 5:13, видимо, подразумевается Р. (см. выше, II). Из этого же места Свящ. Писания следует, что в Р. в это время находился см. Марк, к-рый, возм., написал здесь свое Евангелие.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Рим — I Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. Большая советская энциклопедия
  2. Рим — Столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Топонимический словарь
  3. РИМ — 1. (Roma) — столица Италии, политич., финанс. и культурный центр, крупнейший в Италии транспортный узел, центр междунар. туризма. В пределах города находится гос-во Ватикан. 2514,2 т. ж. (1965). 1/3 нас. Советская историческая энциклопедия
  4. Рим — (Roma) — столица Италии, один из древнейших культурных центров Европы. 2,8 млн. жит., с пригородами 3,6 млн. (1973). Истоки муз. культуры восходят к Др. Риму (см. Древнеримская музыка). В обществ., гос. жизни Римской империи музыке отводилась существ. Музыкальная энциклопедия
  5. РИМ — Новое имя, образованное от названия города Рим. Словарь татарских мужских имён
  6. Рим — (1 Мак 1:10, Деян 28:16) — столица римской империи, город расположенный на берегах р. Тибра, в расстоянии 15 англ. миль от устья оной. По преданию, Рим был основан Ромулом в 750 г. до Р. Х. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. Рим — (Rome) 1. 1-e вторжение галлов Первая осада Рима галлами под командованием Бренна состоялась в 387 до Р. X. Поскольку жители не пытались защищаться, город был захвачен и сожжен варварами, большая часть населения бежала в Вейи и соседние города. Энциклопедия битв мировой истории
  8. Рим — • Roma, Ῥώμη (н. Roma), главный город Римского государства по обоим берегам (особенно по левому) Тибра в Лациуме, на расстоянии 16 миль от моря. Местность, где был основан и лежит... Словарь классических древностей
  9. Рим — (Деян.2:10 ; Деян.18:2 ; Деян.19:21 ; Деян.23:11 ; Деян.28:16 ; Рим.1:7 ,15; 2Тим.1:17) — город в Италии на реке Тибр, древняя столица великой римской империи (Дан. Библейский словарь Вихлянцева
  10. Рим — Древний (лат. Roma), древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754/753 до н. э. и к середине III в. до н. э. подчинивший себе Апеннинский полуостров; в дальнейшем — крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье... Художественная энциклопедия
  11. Рим — орф. Рим, -а (также: все дороги ведут в Рим) Орфографический словарь Лопатина
  12. Рим — (Roma), столица Италии. Расположен на холмистой равнине вулканического происхождения, на обоих берегах р. Тибр, в 27 км от его впадения в Тирренское море. 2,6 млн. жителей, с пригородами 3,8 млн. (2000). В пределах Р. – город-гос-во Ватикан. Словарь географических названий
  13. Рим — А, муж. Стар. редк. Отч.: Римович, Римовна. Производные: Рима; Римуся; Римуля. Происхождение: (По названию г. Рим (лат. Roma)) Словарь личных имен
  14. Рим — Ри́мский, ри́млянин, укр. Рим, др.-русск., ст.-слав. Римъ ΏΡώμη (Супр.), болг. Рим, сербохорв. Ри̑м, род. п. Ри́ма, ри̑мскӣ, ри́мљанин, чеш. Řím, římský, слвц. Rím, rímsky, польск. Rzym, rzymski. Наиболее вероятно заимствование из д.-в.-н. Rȗma, гот. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. РИМ — РИМ (Roma) — столица Италии, административный центр пров. Рим и обл. Лацио, на р. Тибр. Один из древнейших городов мира, получивший название "вечный город". 2,8 млн. жителей (1991). Крупный транспортный узел. Большой энциклопедический словарь
  16. Рим — Рим певец в СПб., дававший концерты в 1827 г. {Половцов} Большая биографическая энциклопедия