Рувим

Рувим (евр. Реувен, возм., от евр. «видеть»):

1) старший сын Иакова и Лии (Быт 29:31 и след.; 35:23). Р. был лишен первородства за то, что вступил в интимную связь с Валлой, наложницей отца (ст. 22; 49:4; 1Пар 5:1; ср. Втор 33:6). Когда братья из ревности хотели убить Иосифа, он убедил их не делать этого; он предложил бросить Иосифа в ров, надеясь затем отвести его к отцу (Быт 37:21 и след.,29 и след.; 42:22). Когда Иаков отказался отпустить Вениамина вместе с братьями в Египет, Р. предложил в качестве залога своих сыновей на случай, если Вениамин не вернется назад (ст. 37). Когда Р. отправился с Иаковом в Египет, у него было четверо сыновей: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми (Быт 46:9; Исх 6:14; 1Пар 5:3);

2) колено Рувима, потомки сына Иакова, разделилось — в соотв. с происхождением от его сыновей — на четыре рода (в Синод. пер. — «поколения») (Чис 26:5-11). При первом исчислении народа в колене Р. насчитывалось 46 500 годных для войны мужчин от 20 лет и старше (Чис 1:20,21), при втором исчислении в конце странствования по пустыне — только 43 730 (Чис 26:7). Т.о., по своей численности колено Р. переместилось с 7 на 9 место среди израил. колен. В походном порядке колено Р. стояло во главе подразделения, к-рое в стане располагалось юж. скинии и при снятии с места выступало в поход вторым, как и колена Симеона и Гада. В мятеже Корея против Моисея и Аарона участвовали и нек-рые из потомков Р. (Чис 16:1; 26:9). Колено Р. наряду с коленом Гадовым и полуколеном Манассии получило свой удел на вост. берегу Иордана, но было обязано оказывать вооруж. помощь другим коленам при покорении Ханаана (Чис 32:16-33; Нав 4:12). Земля Р. лежала вост. северного побережья Мертвого моря, ее юж. границу образовывала река Арнон, вост. пределом была пустыня. С севера к ней примыкали тер. Гада и аммонитян (Нав 13:15-23). Четыре города в уделе Р. были предназначены для левитов, и среди них Бецер как город-убежище (см. Города-убежища) (Нав 20:8; 21:7,36,37). После покорения Ханаана Р., Гад и полуколено Манассии в знак своей принадлежности к народу завета воздвигли у Иордана особый жертвенник. Сначала это деяние было встречено остальными коленами с неодобрением, но затем нашло у них понимание (Нав 22:1-6,10-34). Во времена порабощения Израиля Навином и Сисарой Р. держался в стороне, за что его порицала пророчица и судья Девора (Суд 5:15 и след.). Затем, во времена Саула, заиорданские племена одержали убедит. победу над агарянами (1Пар 5:10,18-22). Колено Р. испытывало притеснение со стороны моавитян, к-рые временами отторгали большую часть его тер. (см. Нав 13:15-21 с Ис 15:2, 4; 16:8 и след.; Иер 48:1 и след.,21-23 и названия городов на камне Меши (см. Камень Меши), кр. того, это колено страдало от вторжений сирийцев с вост. берега Иордана (4Цар 10:32 и след.). Это колено было уведено в плен ассирийцами при Феглаффелласаре (Тиглатпаласар III) (1Пар 5:25,26). В пророчестве Иезекииля Р. получает свой удел в земле обетованной между Ефремом и Иудой (Иез 48:6 и след.), а среди 144 тыс. запечатленных праведников упоминаются и 12 тыс. из колена Рувима (Откр 7:5).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Рувим — (Быт 29:32 и др.; сын презрения) был старший сын Иакова и Лии и один из 12-ти патриархов. Он лишился прав первородства вследствие тяжкого и гнусного греха, именно он совершил грех прелюбодеяния с Валлою, наложницею своего отца... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  2. Рувим — Рув’им (вот сын) — первенец Израиля, первый сын Иакова и Лии (Быт.29:32 ; Быт.49:3), лишенный, однако, чести первородного за свой грех (1Пар.5:1). Удел свой колено Рувимово получило на восток от Иордана и Мертвого моря и на север от Арнона (Чис. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Рувим — орф. Рувим, муж. имя (Рувимович, Рувимовна) Орфографический словарь Лопатина
  4. Рувим — А, муж. Стар. редк.; разг. Рувин, -а. Отч.: Рувимович, Рувимовна. Производные: Рувимка; Рува; Рувинка. Происхождение: (Др.-евр. имя Re’uben — смотрите: сын!) Словарь личных имен
  5. Рувим — Старший сын Иакова от его жены Лии (Быт., XXIX, 32) и один из 12 патриархов или родоначальников колен еврейского народа. Это был человек невоздержный (он оскорбил ложе отца, "преспав" с наложницей его Валлой — Быт. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона