Шева

I.

Шева (Сава). Из текстов Быт 10:7; 1Пар 1:9 следует, что Ш. — это потомок Хуша из рода Хама. В Быт 10:28 Ш. назван сыном Иоктана из рода Сима, а в Быт 25:3; 1Пар 1:32 — сыном Иокшана, потомка Авраама и Хеттуры. Это же имя (в Синод. пер. чаще всего — Сава) встречается далее в Иов 1:15; 6:19; Ис 60:6, а также в 3Цар 10:1-13; 2Пар 9:1-12; Пс 71:10,15 (в Синод. пер. — Аравия); Иер 6:20; Иез 27:22; 38:13; Иоил 3:8. Здесь речь идет о различных аравийских племенах — о потомках Авраама и Хеттуры, живших вблизи Мадиана, о потомках Иоктана, живших юж. и юго-вост. Мадиана, и о некоем кушитском племени из Южной Аравии, к-рое позднее образовало Савейское царство, известное и по небибл. источникам.

Прим. в 1200-600 гг. до Р. Х. в Аравии существовало царство минеев, тер. к-рого простиралась с юго-запада на северо-запад Аравии. С 950 г. до Р. Х. рядом с ним появляется Савейское (библ. Савское) царство, ставшее господствующим в регионе и просуществовавшее до 115 г. до Р. Х. Из ассир. письм. источников следует, что савеи сначала завоевали Северную Аравию, а затем, постепенно продвигаясь на юг, вытеснили минеев. Во всяком случае, таковы совр. представления ученых, хотя следует признать, что надписи из Южной Аравии, письменность к-рой тесно связана с финик., предоставили не слишком много материала по этому вопросу. Савейское царство оказывало сопротивление усиливающемуся ассир. влиянию и после падения Ассирии достигло своего наивысш. могущества. Но в 115 г. до Р. Х. Савейскому царству пришлось покориться власти усилившегося Джурхумитского царства (до 300 г. по Р. Х.).

II.

Шева (Савей) («(Бог есть) изобилие, совершенство»):

1) вениамитянин, сын Бихри, к-рый после подавления восстания Авессалома призывал израильтян к новому отпадению от Давида. Для его преследования Давид послал сначала Амессая, а затем Авессу, Иоава и своих телохранителей. В конечном итоге Ш. и его сообщники были окружены в Авеле-Беф-Маахе, город был осажден. По требованию Иоава жители города убили Ш. и перебросили его голову через стену (2Цар 20:1-22);

2) израильтянин из колена Гада, живший в Галааде (1Пар 5:13);

3) см. Шема (I,1);

4) (возм., «равный (отцу, брату и т.п.)»), сын Халева, сына Есрома. Ш. — родоначальник жителей Махбены и Гивеи (1Пар 2:49).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Шева — (клятва): Быт 10:7, 1 Пар 1:9 — сын Раамы, сына Хуша, из сыновей Хама. Быт 10:28, 1 Пар 1:22 — из сыновей Иокшана, сына Евера, поколения Сима. Быт 25:3 — сын Иокшана, сына Авраама от Хеттуры. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  2. Шева — Ш’ева — а) (Быт.10:7 ; 1Пар.1:9) — ·аналог. Дедан,а; б) (Быт.10:28 ; 1Пар.1:22) — ·аналог. Алмодад; в) (Быт.25:3 ; 1Пар.1:32) — ·аналог. Дедан,б; г) (Нав.19:2) — полагают, это повторение окончания предыдущего слова (ошибка переписчика) (в 1Пар. Библейский словарь Вихлянцева