Сегодня, ныне

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В евр. и в греч. языках слова «сегодня» и «ныне», как и в русском, означают «текущий (сей) день». Так, Моисей, говоря о хлебе, повелевает: «Ешьте его сегодня; ибо сегодня суббота Господня» (Исх 16:25; ср. Ис 56:12; Иак 4:13 и др.). В более широком смысле слово «сегодня» может означать и «в настоящее время» (см., напр., Мф 11:23).

II. ВЕЧНОЕ В СЕГОДНЯШНЕМ ДНЕ

Тоскующий по прошлому или отягощенный им человек, равно как и предающийся мечтаниям о грядущем или опасающийся будущего, утрачивает свое «С.». Но если во временное вторгается вечность, то человеку возвращается его «С.». В принесенной ангелом вести о том, что «ныне ... родился Спаситель» (Лк 2:11), время остановилось, в него вошла вечность. Кроме вифлеемских пастухов, такое «Н.» пережили свидетели проповеди Иисуса в Назарете, когда Он сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4:21). Это «Н.» открывает собой «время благоприятное», «день спасения» (2Кор 6:2). Подобное «Н.» познали также Закхей (Лк 19:9) и распятый на кресте разбойник (Лк 23:43). Бог разрушил стену, отделявшую время от вечности. «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс 2:7 и др.). Благодаря вмешат-ву Бога время наполняется вечностью (Исх 14:13; Втор 9:1; 11:26 и след.; Нав 22:31; 1Цар 11:13). Преходящему «С.» неспасенного мира Бог противопоставляет Свое вечное «С.» дня спасения (Ис 49:8 и след.). Мимолетное «С.» нашего быстротечного жизненного века и постоянное «С.» продолжающегося дня спасения призывают нас услышать ныне глас Его и не ожесточить сердец наших (Евр 3:7 и след.; ср. Пс 94:7 и след. и др.). Следует учитывать и то, что нынешнее время милости когда-то подойдет к концу. Поэтому Господь заповедал христианам соблюдать чистоту веры и наставлять друг друга, «доколе можно говорить «ныне»» (Евр 3:13).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me