Скорбь

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

Изначальное значение греч. слова тлипсис — «теснота», «притеснение». С. связана с бедствиями и притеснениями, в частн. с гонениями (1Фес 1:6; 2:14 и след.), пребыванием в узах (Деян 20:23; Еф 3:13; Откр 2:10), поношениями (Евр 10:33), духовными борениями (2Кор 7:5), болезнями, голодом. Павел противопоставляет С. см. Покой, почить, успокоиться (2Кор 7:5), отраду, к-рую принесет Христос (2Фес 1:7; ср. Евр 4:9-11); с Его приходом будет положен конец всякой С.

II. СКОРБЬ В БОЖЬЕМ ЗАМЫСЛЕ СПАСЕНИЯ

С. не было в первонач. сотвор. мире, где, по Божьему определению, все было «хорошо весьма» (Быт 1:31). Жизнь первых людей в раю (см. Рай) ничем не была омрачена (Быт 2). С. не будет и в том мире, к-рый будет заново сотворен Богом по окончании времен (Ис 65:17; 66:22; 2Пет 3:13; Откр 21:1-7), где «отрет Бог всякую слезу» (Откр 7:16 и след.; 21:4; ср. Ис 25:8; 35:10). С. — это реалия павшего мира (Ин 16:33); ее порождают след. причины:

1) скорбь как следствие греха. Своим грехопадением человек привнес в жизнь все мыслимые С. (Быт 3:15 и след.), причем самым глубоким выражением С. стала смерть (Рим 6:23). Грехопадение следует понимать не только как произошедшее однажды историч. событие, проклятием тяготеющее над нашей жизнью, но и как событие, повторяющееся в жизни каждого человека (Быт 42:21; Ис 8:21,22). Человек должен познать, какие бедствия и страдания приносит то обстоят-во, что он оставил Бога (Иер 2:19). С. стала обратной стороной всей жизни человека (Еккл 1:18), особенно его стремления к удовольствиям (Притч 23:29 и след.);

2) скорбь как следствие обращения к Богу. Обращение не означает, как часто думают люди, устранения или уменьшения С., напротив, оно часто знаменует собой ее приумножение (Мф 24:9; Деян 9:16). Это познали еще благочестивые люди ВЗ (2Цар 4:9; Пс 33:20; 72 и др.). В НЗ слова «С.» или «теснота» применяются почти исключит. по отношению к страданиям, к-рые постигают христианина за его принадлежность Христу (2Кор 1:4-11; 4:8; 1Фес 1:6; Евр 10:33; Откр 2:9,10). Эта С., вызываемая обращением к Богу, была обусловлена не особенностями того времени, но духовными законами, действующими на протяжении всей истории. Как Иисусу «должно» было по воле Бога принять страдания (Мф 16:21; Лк 24:26-46), так и христианам «многими скорбями надлежит ... войти в Царствие Божие» (Деян 14:22). Этот духовный закон неотвратим, и Павел разъясняет его действие в своем Первом послании к Фессалоникийцам (1Фес 3:3,4). То, что относится ко всем христианам — иначе они не чада Божьи, а отверженные (Евр 12:7,8), — в еще большей степени касается апостола (2Кор 1:5). Он терпит С. не только за себя, но и за Церковь (Еф 3:13; Кол 1:24);

3) скорбь как знамение конца времен. С. христиан имеют эсхатологич. характер, они — указание на то, что «последнее время» наступило (1Ин 2:18). Это последнее время характеризуется невиданным сгущением и вселенским размахом страдания, перед к-рым бледнеют все предшествующие С. (Мф 24; Мк 13; Откр). Именно в этом значении в Библии сказано о «великой скорби» (Мф 24:21; Мк 13:19; Откр 7:14). Она есть начало Божьего суда, к-рый явится «днем скорби» (Соф 1:15; ср. Рим 2:9), «ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью» (2Фес 1:6).

III. СКОРБЬ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН

Всякая С. несет с собой соблазн отпадения от Бога (Мк 4:17; 1Фес 3:3-5). Тем не менее она не бесполезна для верующего. Со С. ему открывается широкий горизонт веры, уходящий подчас и за смертную черту. С. не может отлучить верующего от любви Христовой (Рим 8:35), напротив, она должна привести к истинному соединению с Ним:

1) Господь посылает нам С., чтобы проверить и испытать нашу веру (2Кор 8:2; 1Пет 1:6; Иак 1:12), чтобы показать христианам, что надо «надеяться не на самих себя, но на Бога» (2Кор 1:8 и след.). С. заставляет нас прибегать к молитве (Ис 26:16; Иона 2:2 и след.) и воспитывает в нас см. Терпение (Рим 5:3; 12:12; 2Кор 1:6; 2Фес 1:4). Кр. того, С. может служить распространению Евангелия (Деян 8:4; 11:19 и след.) и способствовать тому, «чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби» (2Кор 1:4 и след.);

2) в конечном итоге любую С. можно перенести, сознавая, что она ограничена во времени и должна смениться славой Божьей (2Кор 4:17), обетов. верующим (ст. 18; Рим 8:17) и многократно превосходящей все, что человеку приходится испытать на земле (ст. 18). Христиане могут считать свою С. залогом этой цели (2Фес 1:4,5), ибо Сам Бог, Спаситель от всякой С. (Иов 5:19; 19:25), «отрет ... всякую слезу с очей их» (Откр 7:16 и след.);

3) С. не является препятствием для радости (2Кор 7:4), как это может показаться безбожному уму, но соседствует с радостью, вызываемой Св. Духом (1Фес 1:6). Если человек осознает это, то даже сама С., о к-рой говорит Павел (Рим 5:3), может стать предметом радости (2Кор 8:2; Кол 1:24). Ибо то, что Иисус «победил мир» с его С. (Ин 16:33), является для веры познанной реальностью и достаточной причиной для радости.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. скорбь — Скорбь/. Морфемно-орфографический словарь
  2. скорбь — -и, род. мн. -ей, ж. 1. Глубокая печаль, горесть. Все страдания, вся скорбь души человеческой слышались в них [звуках скрипки]. И. Гончаров, Обыкновенная история. Тяжелая, острая скорбь внезапно охватила его, точно кто-то сжал грубой рукой его сердце. Малый академический словарь
  3. скорбь — орф. скорбь, -и, мн. -и, -ей Орфографический словарь Лопатина
  4. скорбь — • безутешная ~ • безысходная ~ • беспредельная ~ • беспросветная ~ • великая ~ • глубокая ~ • горькая ~ • жгучая ~ • лютая ~ • неутешная ~ • острая ~ Словарь русской идиоматики
  5. скорбь — см. >> горе, неприятность, печаль, сожаление Словарь синонимов Абрамова
  6. скорбь — Общеслав. Родственно жемайтск. skurbė «скорбь, грусть», латышск. skurbstu «падать в обморок, лишаться сознания». Корень тот же (с перегласовкой о/е), что и в ущерб. Этимологический словарь Шанского
  7. скорбь — РАДОСТЬ — ГОРЕ Радость — горесть (см.) радостный — горестный (см.) радостно — горестно (см.) радоваться — горевать (см.) Доставить радость — причинить горе. ○ [Воевода:] Девица краса, Ты не слези свои сокольи очи, Ты не труди свою лебяжью грудь!... Словарь антонимов русского языка
  8. скорбь — • Безнадежная (Городецкий). • Беспросветная (Короленко). • Горькая (Каренин). • Жгучая (П. Я.). • Лютая (Садовников, П. Я.). • Неутоленная (Пожарова). • Неутешная (Некрасов). • Нежная (К. Р.). • Немая (Ратгауз). • Смертная (Ольнем). • Тихая (Ратгауз). Словарь литературных эпитетов
  9. скорбь — СКОРБЬ, и, мн. и, ей, ж. (высок.). Крайняя печаль, горесть, страдание. Глубокая с. Толковый словарь Ожегова
  10. скорбь — СКОРБЬ, скорби, мн., скорби, скорбей, ·жен. 1. Крайняя печаль, горесть (·книж. ). «Трудящиеся всего мира с глубочайшей скорбью провожали в могилу своего отца и учителя, лучшего друга и защитника — Ленина.» История ·ВКП(б). Толковый словарь Ушакова
  11. скорбь — СКОРБЬ -и; мн. -ей; ж. Глубокая печаль, горесть (обычно в связи с чьей-л. смертью). Пребывать в скорби. Говорить со скорбью в голосе. Излить кому-л. свою с. Расстанусь с ним без всякой скорби. Испытывать с. в связи с кончиной выдающегося деятеля науки. Толковый словарь Кузнецова
  12. скорбь — Общеславянское слово, имеющее родственные в балтийских языках, например, в латышском – skurbstu – "падаю в обморок". Этимологический словарь Крылова
  13. скорбь — СКОРБЬ, скорбеть, см. скорбить. Также см. скорбить Толковый словарь Даля
  14. скорбь — См. скорбе́ть. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. скорбь — скорбь ж. 1. Глубокая печаль; горесть. 2. устар. Горе, несчастье. || перен. Болезнь. Толковый словарь Ефремовой