Священник

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА

1) евр. слово кохен — «священник» происходит от глагола кохан = «быть священнодействующим», «совершать священное служение», т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первонач. слово кохан означало «стоять». В Библии в этом значении данный глагол уже не встречается, но представление о С. как о человеке, предстоящем пред Богом, сохранилось (ср. Втор 10:8; 18:7 — правда, в этих местах Библии говорится не о С. в собств. смысле слова, а о левитах (см. Левиты)). Нек-рые ученые считают, что глагол кохан когда-то имел значение «снаряжать», «приготавливать» (в частн., жертву), что, однако, маловероятно. Наконец, в араб. яз. есть родств. слово, имеющее значение «предсказатель». Но здесь, вероятно, речь идет о развитии общего понятия, поскольку С. у большинства народов одноврем. отправляли культ и сообщали указания божеств;

2) в списке придворных Давида и Соломона слово кохен обозначает, судя по контексту, чиновника, советника. В 2Цар 8:18 «священниками» (в Синод. пер. — «первыми при дворе») названы сыновья Давида. Ира Иаритянин (2Цар 20:26) также, по-видимому, занимал какой-то пост при дворе.

II. СВЯЩЕННИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Библии говорится, что еще Каин и Авель, Ной и патриархи приносили жертвы Богу, а в Исх 19:24 упоминаются уже С. Вероятно, здесь имеются в виду люди, исполнявшие обязанности С. как главы своих семейств (Иов 1:5). Особое место занимает священство см. Мелхиседека. У горы Синай Бог поручил Моисею посвятить в С. см. Аарона и сыновей Аарона см. Надава, см. Авиуда, см. Елеазара и см. Ифамара (Исх 28:1). На священнич. служение были посвящены эти люди и их потомки, см. Левиты были подчинены им и должны были исполнять вспомогат. роль при служении в святилище (Чис 3:5-13; 8:5-22; 18:6 и след.). Однако в Библии зафиксированы случаи, в к-рых уже после введения Ааронова священства жертвы Господу приносили также люди, не принадлежавшие к числу потомков Аарона. Конечно, сообщения о жертвах, приносимых Давидом (2Цар 6:17) и Соломоном (3Цар 3:3 и след.), не означают, что эти цари собственноручно совершали обряд жертвоприношения во всей его полноте. В случаях с Гедеоном (Суд 6:17-21), Маноем (Суд 13:15-20), Самуилом (1Цар 7:9 и след.; 9:12 и след.; 10:8; 16:2-5) и пр. Илией (3Цар 18:30-38) об этом говорится определенно. Из текста Библии видно, что жертвы Господу приносили и мужчины, не принадлежавшие к семейству, к-рому Бог у горы Синай вверил священство, однако при этом следует принимать во внимание конкретные обстоят-ва (полит. обстановку в эпоху судей; разрушение святилища в Силоме; отделение Северного царства от Иерусалима):

1) ТРЕБОВАНИЯ К СВЯЩЕННИКУ.

С. должен был быть без физич. недостатков (Лев 21:17-24). В отношении культовой чистоты и вступления в брак для С. действовали более строгие нормы, чем для рядовых израильтян (Лев 21; 22). В свою очередь предписания для см. Первосвященника, были более строгими, чем для остальных С. Все это указывало на святость Бога Израиля, а вместе с тем и на посредничество С. между народом и святым Богом (см. Святость, святое);

2) МЕСТА, ГДЕ ЖИЛИ СВЯЩЕННИКИ, И СОДЕРЖАНИЕ СВЯЩЕННИКОВ.

В Ханаане С. жили в 13 из 48 городов, выделенных для проживания левитов. Все эти левит. города находились близ Иерусалима, а именно в уделах Иуды, Симеона и Вениамина (Нав 21:4). С. жили за счет даров, к-рые Израиль должен был приносить Господу. В Чис 18:8-19 перечислено, что из жертв. приношений должно было идти на содержание С. Кр. того, левиты, к-рые могли претендовать на «десятину из всего, что у Израиля» (см. Десятина) (Чис 18:20-24), отдавали десятую часть от полученного ими как святой дар («святыня», «возношение Господне») С. (Чис 18:25-32). Израильтяне из потомков Аарона, имевшие физич. недостатки и поэтому не имевшие права совершать жертвоприношения (см. выше), тем не менее могли питаться от этих приношений (Лев 21:21-23);

3) ОДЕЯНИЕ СВЯЩЕННИКОВ.

Во время богослужения одеяние С. состояло из льняного нижнего платья, тонкого льняного хитона, пояса и головной повязки (Исх 28:40,42). С. совершали службу босыми, как это видно из Исх 3:5;

4) ПОСВЯЩЕНИЕ В СВЯЩЕННИКИ.

При посвящении, ритуал к-рого описан в Исх 29:1-35 и в Лев 8, в жертву за грех приносили одного тельца (ст. 14-17), в жертву всесожжения — одного барана (ст. 18-21) и в жертву посвящения — одного барана (ст. 22-29); С. кропили жертву оливковым маслом (см. Помазание). Из Исх 28:41; 40:15; Лев 8:30 следует, что вместе с Аароном, как первосвященником, маслом были окроплены и его сыновья; это означает, что все С. должны были принять помазание. Возм., что впоследствии помазание стал принимать только первосвященник. Помазание должно было символизировать посвящение С. Господу через дарование ему Духа Господня;

5) ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОБЯЗАННОСТИ СВЯЩЕННИКОВ.

С. были посредниками между Богом и Его народом. Они должны были представлять народ пред Богом, т.е. прежде всего им надлежало служить в святилище, точнее, в Святом (см. Храм) и у жертвенника всесожжения (см. Жертвенник), к-рый располагался во дворе перед храмом. То же касается и служения С. в скинии до того времени, как был сооружен храм. На жертвеннике курения, стоявшем в Святом, они должны были возжигать курение (фимиам), а на жертвеннике всесожжения, находившемся во дворе храма, — приносить в жертву животных. Кр. того, им надлежало заботиться о храмовой утвари и следить за тем, чтобы огонь на жертвеннике всесожжения горел постоянно. Они должны были заботиться о чистоте и порядке в храме, следить за его убранством. В задачу С. входило возвещать сигналом серебряных труб о начале войны и о праздниках, в обоих случаях в напоминание Господу об Израиле (Чис 10:9 и след.). Как посредники между Богом и народом, С. должны были также представлять Бога перед народом. Помимо того, задачей С. и левитов было наставлять народ в Законе и выносить решения в наиб. трудных спорных случаях (Лев 10:11; Втор 17:8-13; 19:17; 21:5 и след.; Мал 2:7). К их компетенции относились и вопросы культовой чистоты народа (см. Болезнь: проказа). По поручению Господа С. должны были благословлять народ (Чис 6:22-27), а перед сражением напоминать воинам об уповании на Господа (Втор 20:2-4).

III. СВЯЩЕНСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Новый Завет ничего не говорит о существовании в христ. церквах священства по образцу ВЗ. Но одной из центр. в НЗ является идея о том, что Бог свят, т.е. отделен от всего созданного Им (см. Святость, святое), и что поэтому необходим см. Посредник между Богом и человеком. И таким посредником является Иисус Христос. Путь к Богу ведет только через Него (Ин 14:6). Поэтому Христос назван «священником вовек по чину Мелхиседека» (Евр 5:6; 7:17,21), «верным Первосвященником пред Богом» (Евр 2:17), «Первосвященником великим» (Евр 4:14), «Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр 6:20), «Первосвященником святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников и превознесенным выше небес» (Евр 7:26), «Первосвященником будущих благ» (Евр 9:11), «великим священником над домом Божиим» (Евр 10:21). Поскольку Иисус пребывает вечно, Он имеет «священство непреходящее» (Евр 7:24). Церковь Иисуса Христа имеет священнич. предназначение возвещать миру о Господе. Павел говорит о «священно-действии благовествования Божия» (Рим 15:16). Церковь избрана для служения своему Господу, и каждый верующий, предоставляя себя в распоряжение Бога, приносит себя в живую жертву Ему (Рим 12:1). В этом смысле о Церкви говорится как о «священстве святом», «царственном священстве» (1Пет 2:5,9). Согл. Мф 16:19; 18:18; Ин 20:23, Иисус дал Своим ученикам власть от Его имени прощать грехи, равно как и отказывать в их прощении. Эта власть вверена не избранным С., а всей Церкви как «священству святому» и каждому верующему как С. Бога (Откр 1:6).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Священник — (официальное церковное — иерей, народное — поп) служитель православной церкви, имеющий право совершать церковные обряды (литургию, таинства). Посвящение в сан С. и назначение на должность (в приход) производится епархиальным архиереем (См. Архиерей). Большая советская энциклопедия
  2. священник — -а, м. Духовное звание (сан) в православной церкви, среднее между епископом и дьяконом, а также лицо, носящее это звание. Первым священником, с которым я столкнулся и соприкоснулся, был отец Леонид Покровский, крестивший меня в Казачьем соборе. Мартынов, Воздушные фрегаты. Малый академический словарь
  3. священник — Свящ/е́нн/ик/. Морфемно-орфографический словарь
  4. священник — орф. священник, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. Священник — (ветхозаветный). По закону священниками могли быть только потомки Аарона, законнорожденные, без порока на теле, незазорные в поведении своем и супружестве. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. священник — Иерей, поп, отец, пастырь, пресвитер, батюшка, служитель алтаря Наш университетский батюшка ср. !! духовенство см. >> духовенство Словарь синонимов Абрамова
  7. священник — священник , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  8. священник — Свящ’енник — священнослужитель в скинии и храме, посредник между Богом и человеком. В Писании упомянуты священники и из других народов (Быт.14:18 ; Исх.2:16 ; Иер.48:7), а в Быт.47:22 ; 1Цар.6:2 ; 2Пар.13:9 ; Деян. Библейский словарь Вихлянцева
  9. священник — сущ., м., употр. часто (нет) кого? священника, кому? священнику, (вижу) кого? священника, кем? священником, о ком? о священнике; мн. кто? священники, (нет) кого? священников, кому? священникам, (вижу) кого? священников, кем? священниками, о ком?... Толковый словарь Дмитриева
  10. священник — СВЯЩЕННИК, а, м. Служитель церкви, исполняющий церковные службы и требы (в православии: иерей; в других христианских религиях: ксёндз, кюре, пастор, патер). | прил. священнический, ая, ое. С. сан. Священническое облачение. Толковый словарь Ожегова
  11. священник — СВЯЩ’ЕННИК, священника, ·муж. (церк.). У православных христиан — служитель религиозного культа, имеющий ·т.н. вторую степень священства, между дьяконом и епископом, то же, что иерей. «Священники с хоругвями обходили свои приходы.» Герцен. Толковый словарь Ушакова
  12. священник — СВЯЩЕННИК -а; м. Духовное звание (сан) в православной церкви, среднее между епископом и дьяконом; служитель культа, исполняющий церковные службы и требы; иерей. Приходской с. Вызвать к больному священника для причащения. Пойти на исповедь к священнику. Толковый словарь Кузнецова
  13. священник — См. святой Толковый словарь Даля
  14. Священник — Название представителя религии, состоящего при храме и совершающего, по силе данной ему благодати священства, все таинства (кроме священства), в храме (литургия и другие общественные богослужения) и вне храма (по домам прихожан... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. Священник — (иерей, поп) – православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному богослужению; официальное обращение – «Ваше преподобие», бытовое разговорное – «отец», «батюшка». Словарь по культурологии
  16. СВЯЩЕННИК — СВЯЩЕННИК (иерей — поп) — православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение — "Ваше преподобие", бытовое (разговорное) — "отец", "батюшка". Торжественное название — пресвитер. Старший священник называется протоиереем. Большой энциклопедический словарь
  17. священник — священник м. 1. Служитель культа православной церкви, по сану средний между дьяконом и епископом; иерей. 2. Любой служитель культа. Толковый словарь Ефремовой