Учитель

I.

Каждый, кто передает к.-л. знания, является У. (ср. 1Пар 25:8; Притч 5:13). В Библии У. названы в первую очередь люди, призванные открыть людям Божью волю и привести их к познанию истины (Моисей: Исх 24:12; Захария: 2Пар 26:5 и др.). В Дан 12:3 восхваляются праведные У. (в Синод. пер. — «разумные»). У. же, к-рые уводят людей от Бога (Иер 8:9), будут осуждены.

II.

Книжники (=У. Писания) как особая социальная прослойка появились среди евреев лишь после вавил. плена. Одним из первых книжников был Ездра (Езд 7:11). Их основной задачей было толкование ВЗ и они препятствовали проникновению в мировоззрение и жизненный уклад евреев эллинистич. язычества. Книжники считали своей обязанностью предписывать евреям, как им следует поступать в каждом конкретном жизненном случае, чтобы не нарушить Писание. Тем самым они разработали свод казуистич. правил, ставший для народа тяжелейшим бременем. Именно это в первую очередь послужило причиной разногласий Иисуса с книжниками (Мф 7:1 и след.; 23:23 и след.; Мк 2:23 — 3:6 и пар.).

III.

В НЗ упоминаются разные У.:

1) еврейские У. (Лк 2:46; Ин 3:10);

2) Иоанн Креститель (Лк 3:12);

3) все евреи (Рим 2:20);

4) все христиане (Евр 5:12);

5) Павел как У. язычников (1Тим 2:7; 2Тим 1:11);

6) христиане, занимающиеся учительством как особым церк. служением (см. Должность; Деян 13:1; 1Кор 12:28 и след.; Еф 4:11);

7) но в первую очередь У. назван Иисус Христос.

IV.

Иисус-Учитель:

1) Иисус не только проповедовал Благую Весть о Царстве Божьем и исцелял немощных; Он, подобно книжникам, учил в синагогах (Мф 4:23; 9:35) и в храме (Мф 26:55; Мк 12:35). Он учил народ и Своих учеников (Мф 5:1,2), как это делали и книжники (Мк 2:18). Как и они, Он черпал материал для Своего учения в ВЗ (Мф 5:21; 15:3; 22:37); подобно им, Он зачитывал отрывок из Свящ. Писания стоя, а излагал его сидя (Лк 4:16; ср. также Мф 5:1 о начале Нагорной проповеди (см. Нагорная проповедь)). Наиб. часто встречаются такие формы обращения к Иисусу, как «Господь» и «Учитель» (греч. дидаскале, Мф 8:19; 19:16 и др.) или см. Равви, «Раввуни» (Мк 10:51; Ин 20:16). Никодим называет Его «Учителем, пришедшим от Бога» (Ин 3:2). У. Иисус признавался и в народе, и отчасти среди книжников (Мф 22:16; Мк 12:32 и след.). Евангелия свидет-вуют о том, что окружавшие оказывали Ему такое же почтение, как и книжникам. В первую очередь это относится к Его ученикам (Мф 26:17 и след.; Мк 4:35,36; 6:37; 11:1 и след.; Ин 4:8);

2) и все же деяния и учение Иисуса столь резко отличались от того, что делали и чему учили книжники, что у последних это вызывало сильное недовольство, переросшее со временем в непримиримую ненависть. Иисус не только не получил необходимого У. образования, но и учил народ, не будучи уполномочен на это к.-л. религ. инстанцией (Мф 13:54; Ин 7:15 и др.). Он был последовательным противником всякой казуистики, сковывавшей человека цепями внешней законности. Иисус требовал от человека любить Бога и ближнего (Мф 22:37,39), призывал повиноваться Божьей воле. Он прежде всего не поучал, а выступал провозвестником Царства Божиего, потому что уже «исполнилось время» (Мк 1:15). Он учил с властью Св. Духа (ст. 22; Мф 7:29) и противопоставлял прежним толкованиям Свящ. Писания Свое собств.: «А Я говорю вам» (Мф 5:21 и след.). Исключительность Его деяний и учения была обусловлена Его личностью — Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). Как Сын Божий и воплощ. Слово Божье, Иисус требовал от Своих учеников самоотречения, совершенного послушания (Мф 16:24,25) и безусловного следования за Собой (Мф 19:21). Его речи повергали слушателей в крайнее удивление и изумление (Мф 7:28; Мк 6:2; Ин 7:15). Учение Иисуса равнозначно Откровению. Он наделен исключит. авторитетом: «Один у вас Учитель — Христос» (Мф 23:8). Ответом же книжников было: «Он богохульствует. Он повинен смерти!» (Мк 14:64).

V.

Учителя в раннехрист. Церкви:

1) по воле Иисуса Его ученики тоже учили народ еще при Его жизни (Мк 6:30), а после Своего воскресения из мертвых Он заповедал им продолжать учительство (Мф 28:20). Первоочередной задачей учеников Иисуса была проповедь спасения во Иисусе Христе. Апостолы проповедовали и учили о «покаянии перед Богом и о вере в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 20:20,21). Кр. того, благовествуя народу Израиля (Деян 9:20-22), они постоянно доказывали на основании Свящ. Писания, что Иисус — это обетов. Мессия (см. Ев. от Матфея). Их учение заключалось не столько в изложении фактов, относящихся к спасению, сколько в призыве принять Христа и примириться с Богом;

2) на У., наряду с апостолами, пророками и евангелистами, бы-ла возложена в Церкви особая миссия (см. Должность) (Деян 13:1): они должны были не только возвещать Благую Весть, но и разъяснять суть проповеди Христа, Его искупит. смерти и воскресения, так чтобы учение Христа проявлялось в жизни верующих. Обязанности У. тесно переплетаются с обязанностями пастыря (см. Пастырь) (Еф 4:11), возвещаемое им учение основано на особом даре Св. Духа (1Кор 12:28). У. должен постоянно пребывать в «учении» (Рим 12:7; 2Тим 4:2) и преподавать слово истины, «вразумляя бесчинных, утешая малодушных и поддерживая слабых» (1Фес 5:14; 2Тим 2:15). Иаков, указывая на огромную ответственность, ложащуюся на плечи У., предостерегает от чрезмерного стремления к учительству (Иак 3:1); в Евр 13:17 звучит призыв к повиновению У., к-рым однажды придется дать отчет Богу о вверенных им членах Церкви. Христиане должны помнить их слова и подражать их вере (ст. 7). см. Увещевание, увещевать;

3) в Тит 2:3 и след. говорится о том, что умудренные жизнью женщины должны советом, делом и собств. примером «учить добру» своих детей, внуков и других членов семьи. Но подобное учительство не имеет ничего общего с публичными выступлениями в Церкви, запрещ. им ап. Павлом (1Кор 14:34; 1Тим 2:12). см. Богослужение (V,3);

4) в Библии звучит настойчивое предостережение от влияния лжеучителей (2Тим 4:3; 2Пет 2:1), говорящих лишь то, что угодно их слушателям, и ставших ради «мзды неправедной» наследниками Валаама (ст. 15). см. Проповедь, проповедовать, проповедник.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Учитель — I Учи́тель Ефим Юльевич [р. 15(28).10.1913, Тирасполь], советский оператор и режиссёр документального кино, народный артист СССР (1976). Член КПСС с 1940. Учился на операторском факультете Ленинградского института киноинженеров (1930–35). Большая советская энциклопедия
  2. учитель — -я, м. 1. (мн. учителя). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы. Малый академический словарь
  3. учитель — орф. учитель1, -я, мн. -я, -ей (преподаватель) учитель2, -я, мн. -и, -ей (основоположник учения) Орфографический словарь Лопатина
  4. учитель — Уч/и́/тель/, мн. уч/и/тел/я́ (преподаватель) и уч/и́/тел/и (глава учения). Морфемно-орфографический словарь
  5. учитель — • настоящий ~ • прирожденный ~ Словарь русской идиоматики
  6. Учитель — Педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионально-технического образования. Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. Педагогический терминологический словарь
  7. Учитель — Означенное слово иногда употребляется вместо еврейского или Халдейского: Равви (Мф 23:7,8, Ин 1:38), а также для означения слова Раввуни (Ин 20:16). В этом и других подобных случаях оно означает духовного руководителя (Мф 26:25-49). Библейская энциклопедия архим. Никифора
  8. учитель — Наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор, педагог; доцент, профессор; учительница, наставница, бонна, гувернантка, репетиторша, классная дама, мадам, мамзель Мы взяли к детям мамзель ср. !! воспитатель, руководитель см. >> воспитатель Словарь синонимов Абрамова
  9. учитель — сущ., м., употр. часто (нет) кого? учителя, кому? учителю, (вижу) кого? учителя, кем? учителем, о ком? об учителе; мн. кто? учителя, (нет) кого? учителей, кому? учителям, (вижу) кого? учителей, кем? учителями, о ком? об учителях; сущ., ж. учительница... Толковый словарь Дмитриева
  10. учитель — УЧИТЕЛЬ, я, мн. я, ей и и, ей, м. 1. (мн. я, ей). Лицо, к-рое обучает чему-н., преподаватель. Школьный у. У. математики. Домашний у. Заслуженный у. (почётное звание). 2. Глава учения (во 2 знач.), человек, к-рый учит (научил) чему-н. (высок.). Толковый словарь Ожегова
  11. учитель — УЧ’ИТЕЛЬ, учителя, мн. учителя и (·книж.) учители, ·муж. 1. (учители ·устар. ). Лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. Толковый словарь Ушакова
  12. учитель — УЧИТЕЛЬ -я; мн. учителя, -ей; м. 1. Тот, кто преподаёт какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. У. математики, физики. У. по русскому языку, по природоведению. Сельский у. Курсы повышения квалификации учителей. У. средней школы. Толковый словарь Кузнецова
  13. учитель — См. учить Толковый словарь Даля
  14. учитель — учитель м. 1. Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе; преподаватель. || Тот, кто обучает, учит чему-либо. Толковый словарь Ефремовой