Ваал

Ваал (евр. и арам. Баал).

I. БОЖЕСТВО

1) божество, почитавшееся в Палестине и Сирии в качестве В. (букв. «владыка», «хозяин») определ. местностей и животных, обитающее в свящ. деревьях, горах и источниках. Крестьяне верили, что от него зависят урожай и прирост скота (Суд 6:25; 3Цар 16:31; 18:26 и след.). Впервые имя семит. бога плодородия В. встречается в Египте во времена господства гиксосов, но и позже он почитался там в качестве божества. Возм., что в клинописных табличках из архива Телль-Амарны В. отождествляется с сир. богом бури, грома и молнии Ададом, или Хадду. В Сирии имя В. принадлежало другому божеству, «хозяину небес» (Баал-Шамем), к-рое, в свою очередь, было связано с вавил. богом Бел-Мардуком и почиталось в образе быка. При раскопках холма Рас-Шамра рядом с храмом Дагона, считавшегося, как и Эль (. см. Ашера), отцом В., был найден храм В., а также небольшие скульптурные изображения этого божества; на найденных там же клинописных дощечках часто встречается его имя. Женой В. являлась богиня Анат (часто она же — Астарта, или Ашера). О сильном влиянии культа В. в Ханаане свидет-вуют названия многих местностей (напр., Ваал-Фегор) и имена собственные, образованные от имени Баал (Ваалоф, Иероваал); даже Бог (Яхве) называется В. (см. Веалия = Яхве есть Ваал, 1Пар 12:5);

2) на высотах Моава В. поклонялись еще во времена Валаама и Валака (Чис 22:41). В Палестине жертвенники В. существовали во времена судей (Суд 2:13; 6:28-32), а после того как дочь тирского царя Ефваала Иезавель была выдана замуж за израил. царя Ахава, почитание сир.-финик. божества В. распространилось по всей стране. Противостояние истинного богослужения и идолопоклонства продолжалось вплоть до состязания пр. Илии со жрецами В. на горе Кармил (3Цар 18:17-40); в этом отрывке (3Цар 18:26 и след.) дается подробное описание служения В.: жрецы издавали громкие крики, скакали вокруг жертвенника, проливали собств. кровь в жертву В., призывали имя В. до полного изнеможения. В конце концов жрецы были убиты, и народ обратился к истинному Богу. Однако вскоре поклонение В. стало распространяться с новой силой. Это продолжалось до тех пор, пока Ииуй не истребил В. в Израиле (4Цар 10:18-28), однако в это же время в Иудее его культ находился под защитой Гофолии, дочери Иезавели и жены царя Иорама (2Пар 21:6; 22:3). После свержения Гофолии храм В. в Иерусалиме был разрушен, жертвенники и изображения его уничтожены, а верховный жрец В. Матфан убит (4Цар 11:18). Несмотря на это, поклонение В. возродилось как в Израиле (Ос 2:8), так и в Иудее. Царь Ахаз даже приказал отлить статуи В. (2Пар 28:2). После того как Езекия искоренил идолопоклонство, его сын Манассия снова обратился к В. (4Цар 21:3). Вслед за тем Иосия разрушил жертвенники и уничтожил статуи В. (4Цар 23:4 и след.). Лишь после см. Плена (V) опасность возрождения культа В. была окончат. устранена. Пророки в своих книгах часто упоминают культ В. (Иер 19:4 и след.; 23:13; Ос 2:8 и след.; 13:1; Соф 1:4), к-рый рассматривается ими как почитание «срама» (евр. бошет) (ср. имя Ешбаал, упоминающееся в 1Пар 8:33, и имя Иевосфей (евр. Иш-Бошет, «муж срама») из 2Цар 2:8; то же — с именем Мемфивосфей (Мефибошет). Почитание В. было связано с развратом и культовой проституцией (3Цар 14:24), с принесением родителями детей в жертву (Иер 19:5) и, наконец, с лобзанием идолов (3Цар 19:18; Ос 13:2). Часто имя В. упоминается вместе с Астартами (Суд 2:13), а рядом с жертвенниками В. чаще всего находилось изображение Ашеры (Суд 6:30 — в Синод. пер. — «дерево»; 3Цар 16:32 и след. — в Синод. пер. — «дубрава»). Скорее всего, в древности происходило смешение культа В. с почитанием Яхве. Согл. Ос 2:16, элементы культа В. проявлялись и в поклонении Яхве. Но, возм., такое заимствование было неосознанным, и, по словам пророка, это смешение должно прекратиться после того, как Бог возродит Израиль. см. Веалия см. Веелиада.

II. ИМЕНА ЛИЦ И НАЗВАНИЯ МЕСТНОСТЕЙ

1) рувимлянин, сын Иоиля, живший до падения Северного царства (1Пар 5:5 и след.);

2) вениамитянин, сын Иеила из Гаваона, праотец царя Саула (1Пар 8:30; 9:36);

3) город в уделе колена Симеона (1Пар 4:33), тождествен Ваалаф-Бееру;

4) (евр. Баала, «госпожа, владычица»), город, известный как см. Кириаф-Иарим (Нав 15:9; 2Цар 6:2), располож. на границе между уделами колен Иуды, Вениамина и Дана;

5) (евр. Баала), гора (Нав 15:11) между Екроном и Иавнеилом.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВААЛ — Восходящая к раннему средневековью грецизированная передача библейского «Баал», возникшего из первоначального «Балу». В этой форме имя Балу вошло в европейскую литературу. и. ш. Мифологическая энциклопедия
  2. Ваал — I Ваа́л древнее общесемитское божество; см. Баал. II Ва́ал (Waal) левый главный рукав нижнего течения р. Рейн, в Нидерландах. Отдельные участки и ответвления В. носят различные названия (собственно В., Холландс-Дип, Ауде-Маас). Большая советская энциклопедия
  3. Ваал — (Baal), бог ханаанеев, важнейшая фигура в их пантеоне, изображался в виде молодого воина в шлеме, увенчанном бычьими рогами. Его имя означает «господин». Почитание В. распространилось также у финикийцев, от которых оно перешло в Карфаген, где этот бог известен под именем В. Хаммон. Археологический словарь
  4. Ваал — 1) имя и название следующих лиц и местностей: 1 Пар 5:5-6 — Рувимлянин, сын которого, Беера, был отведен в плен в Ассирию при Феглафелласаре. 1 Пар 8:30, 9:36 — сын Иеила, праотца Гаваонитян. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. Ваал — Ва’ал (хозяин, господин, властитель) — а) наиболее широко известное языческое божество, которому в древности поклонялись многие народы востока. Библейский словарь Вихлянцева
  6. Ваал — орф. Ваал, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. ВААЛ — См. Баал. Советская историческая энциклопедия
  8. ваал — [<�семит. господин] – миф. бог неба, солнца, плодородия у семитических племён древней Сирии (финикиян, филистимлян и др.); в культе Ваала были особенно распространены человеческие жертвоприношения; * служение Ваалу – погоня за материальными благами Большой словарь иностранных слов
  9. ВААЛ — ВААЛ см. Баал. Большой энциклопедический словарь
  10. Ваал — (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению, слово это означает "господин", "владыка" и соответствует обычному названию Бога у евреев. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона