Вечность, вечный

Вечность, вечный. В греч. тексте Библии (Септуагинта и НЗ) понятие «вечность» передано словом эон («временной отрезок», «эпоха», а также «безначальное время»), а определение «вечный» — прил. айониос. Как сущ., так и прил. могут иметь разнообразные значения, к-рыми частично были наделены евр. выражения в ВЗ. И только контекст позволяет судить о том, подразумевается ли в конкретном случае В. в смысле бесконечности во времени или имеется в виду лишь «долгое время», «время существования мира», «мир». Понятие В. проистекает из греч. небибл. мышления (см. ниже, I,Б).

I. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЧНОСТИ

А. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) нек-рые обороты речи выражают неопределен. прошлое или будущее: «от века», «прежде веков», «прежде вековых времен», «во все веки», «прежде всех веков» (Лк 1:70; Ин 9:32; 1Кор 2:7; 2Тим 1:9; Тит 1:2; Иуд 25 и т.д.);

2) в возвышенном языке библ. молитв и славословий нередко используется мн.ч. от слова «вечность» — «в вечностях» (др. возможный перевод: «во веки», как в Синод. пер. — Мф 6:13; Лк 1:13; Рим 9:5; 11:36; 2Кор 11:31; Евр 13:8);

3) подобные речевые обороты, в к-рых используется мн.ч., заставляют предполагать, что были известны множественные «временные периоды», «эры», «мировые эпохи». Т.о., понятие В. здесь имеет значение продолжительного, но не бесконечного временного отрезка. Мы обнаруживаем в НЗ места, в к-рых «время» и «вечность», соединяясь, образуют некое целое: Рим 14:24; 2Тим 1:9; Тит 1:2 — «прежде вековых (т.е. вечных) времен». Это выражение со-держит внутр. противоречие и наполняется смыслом только в том случае, если представить себе неслыханно продолжительные, но не безграничные временние периоды;

4) для посланий ап. Павла, Послания к евреям, посланий ап. Петра и книги Откровение характерно «удвоение» понятия В.: «в вечностях вечностей» или «во веки веков», напр. Еф 3:21; 1Пет 4:11; 5:11; Евр 13:21 и т.д.;

5) в писаниях Иоанна В. не столько представляет собой временное понятие, сколько подразумевает определ. качество. Вечная жизнь, по Иоанну, начнется не в будущем — она уже началась для тех, кто вступил в общение с Христом (Ин 3:15 и след.; в греч. оригинале здесь употреблено наст. время).

Б. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Септуагинта использует для обозначения В. множество выражений, исходя при этом из текста евр. оригинала. Евр. слово олам не имеет значения беско-нечности во времени, а подразумевает сокрытое и отдаленное будущее — «навеки» (см., напр., Быт 13:15) или прошлое — «издревле» (Быт 6:4). Такой временной отрезок не обязательно должен быть бесконечным; в Ам 9:11 времена Давида названы йеме олам, букв. «днями вечности», но в Синод. пер. это выражение обоснованно передано как «дни древние». Важно и то, как понималось отношение между временем и жизнью. Представление о том, что прожитая жизнь не является В. и что В., как вневременная категория, есть форма существования Бога, не соответствует ветхозаветной т.зр. В Ис 45:17 наличествует мн.ч. понятия В. — «во веки веков»; пожелание: «царь! во веки живи!» (Дан 2:4; 3:9 и др.; Неем 2:3) следует понимать в значении долгого, но не безграничного периода.

II. ВЕЧНОСТЬ БОГА

1) слова эон, айониос имеют в Библии значение «вечность», «вечное» лишь там, где они употреблены по отношению к Богу. Если, напр., в Быт 21:33; Ис 40:28; Рим 14:25 Бог назван вечным, то тем самым подчеркнута прежде всего бесконечность Божьей жизни и бытия. (См. также Исх 3:14: «Я есмь Сущий» и Ис 44:6: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога».) Бог вечен: Он — Тот, Кто сотворил мир, и Тот, Кто положит ему конец (Быт 1; 1Кор 15:28; Откр 21:5). Он существует «от века и до века» (Пс 89:3), до сотворения вселенной (Пс 89:3). Небо и земля исчезнут, но Бог и Его Слово останутся (Пс 118:89; Ис 40:8; Мф 5:18; Лк 21:33; 1Пет 1:25). Все это относится и ко Христу (см. Евр 1:10 и изречения Иисуса, начинающиеся со слов «Я есмь» в писаниях Иоанна). Так соотносятся между собой В. Бога и недолговечность мира, огранич. его сотворением и концом. Поскольку Бог является «царем веков» и «нетленным» (1Тим 1:17), то в полном смысле слова вечны Его имя (Пс 134:13), Его слава (Пс 103:31), Его правда (Пс 118:142; 2Кор 9:9), Его милость и истина (Пс 99:5; Ис 54:8), Его милосердие (Пс 135), Его завет (Ис 55:3);

2) Бог заключает со смертным и колеблющимся человеком вечный завет (Быт 9:16; 17:7,13,19). Он открывает ему возможность вечного спасения (Ис 45:17; Евр 9:12) через Христа, «священника вовек» (Евр 7:17). Верующих в Него через Христа и исполняющих Его волю Бог делает сопричастными Своей вечной жизни (Ин 5:24; 6:51; 1Ин 2:17). «Вечная жизнь», к-рой Христос наделяет Своих последователей, — это прежде всего сопричастность к полноте жизни, славе, силе, совершенству Бога и Христа, бесконечно возвышающих нас над всеми пространственными и временними ограничениями греховной земной жизни. За такое невыразимое благодеяние и милосердие Бог достоин благодарности, благословения и восхваления вовек (Пс 40:14; 112:2; 113:26; Рим 11:36; 14:26; Гал 1:5; Еф 3:21 и проч.).

III. «СОВРЕМЕННЫЙ» И «ГРЯДУЩИЙ» МИР

1) слово айон (эон) может принимать след. значения:

а) «время» — «эпоха», «век», «жизнь»;

б) «мир» (см. Мир см. Вселенная).

Употребление во мн.ч. слова айон (эон) можно объяснить бытовавшими в древности представлениями о том, что время существования вселенной делится на ряд отдельных эонов (ср. I,A,3). В таком случае эон (т.е. наш мир с момента его возникновения), теряя свою уникальность, неповторимость, оставался лишь одной из сменяющих друг друга эпох в бесконечном потоке времени. Тогда со-творение мира и его конец не следовало бы рассматривать как безусловное начало и безусловный конец, и вечность складывалась бы из бесконечного ряда более кратких «вечностей» — эонов. Таким было представление древневост. астрологов и эллинистич. гностиков о В. с их учением о вечном повторении всех вещей. Библ. учение о В. противостоит учению язычников и гностиков о вечном повторении. Сотворение мира и конец мира означают в Библии абсолютное начало и абсолютный конец. Такое линейное понимание времени, свойственное и зап. восприятию историч. процесса, берет свое начало в библ. мышлении;

2) однако нельзя не увидеть в НЗ и ясно выраженного свидет-ва о двух мирах (досл. «эонах»), о «нынешнем веке» и о «будущем веке». «Нынешний век» — это ог-раниченный во времени (от сотворения до конца света) мир пространства, греха и смерти. В НЗ он называется «век сей», «время сие», «нынешний век», «мир сей», «настоящий век». Будущий мир — это «грядущие века», «будущий век», «тот век», «Царство Божие», «совершенство мира», «новое небо и новая земля» — т.е. непередаваемая человеч. словами жизнь, к-рую нельзя сравнить с земным существованием (Мф 12:32; 13:22,39 и след., 49; 24:3; 28:20; Мк 4:19; 10:30; Лк 18:30; 16:8; 20:34,35; Рим 12:2; 1Кор 1:20; 2:6,8; 3:18; 2Кор 4:4; Гал 1:4; Еф 1:21; 2:2,7; 1Тим 6:17; 2Тим 4:10; Тит 2:12; Евр 6:5; 9:26). «Сыны света» (Лк 16:8) сопричастны будущему веку. Они достойны его и заслуживают участия в воскресении (ср. II,2); иными словами, они, как верующие, сопричастны к жизни Бога и Христа;

3) начало «будущего века» не связано у христиан исключит. со Вторым пришествием Христа: грядущий век отчасти уже присутствует в ве-ке нынешнем. В этом существенное отличие христ. историч. мышления от иудейского, в к-ром начало «грядущего века» всецело связывается с ожидаемым приходом Мессии (представление об иуд. мышлении дают написанные после возвращения из плена апокалипсисы). Верующие уже сейчас избавлены от «настоящего лукавого века» (Гал 1:4) и уже сегодня вкусили «сил будущего века» (Евр 6:5). «Новый век», даже если он еще сокрыт от людских глаз, начался с приходом Христа (Мк 1:15) и окончат. вступил в свои права с момента Его воскресения, к-рое стало началом всеобщего воскресения (1Кор 15:20,23). Сообщение Духа верующим приносит духовные плоды (Гал 5:22) и наделяет духовными дарами (Рим 12; 1Кор 12 и 14; Еф 4), предвосхищая вечную жизнь совершенного Божьего мира. Подвиг Христа, открывший Царство Божие внутри нас, уже совершен (ср. Лк 17:21), но окончательно «новый век» проявится и откроется всем только в будущем. Мы живем еще в старом веке, но уже являемся детьми века нового. Новый век зарождается внутри старого. Согл. иуд. пред-ставлениям, смена веков совпадает с «серединой времени», и этот момент еще предстоит в будущем. см. Царство Божие.

IV. ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО И ВЕЧНОЕ ПРОКЛЯТИЕ

ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО верующих и ВЕЧНОЕ ПРОКЛЯТИЕ неверующих. см. Блаженный см. Небо, небеса см. Проклятие см. Ад, Преисподняя.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Вечность, вечный — Это слово употребляется в двух совершенно различных смыслах. 1) Оно означает свойство и состояние существа, безусловно не подлежащего времени, т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона