Венадад

Венадад (евр. Бен-Хадад, «сын Хадада»), сир. (арам.) цари, правившие в Дамаске и бывшие в IX и VIII в. до Р. Х. непримиримыми врагами Израильского (Северного) царства в борьбе за господство над Сирией и Палестиной:

1) В. I, сын Тавримона и внук Хезиона, был призван иуд. царем Асой на помощь в войне против израил. царя Ваасы. В. I решил воспользоваться возможностью для расширения своего царства, разорвал договор с Ваасой, вторгся в сев. области Израиля и захватил Аин, Дан, Авел-Беф-Мааху, а также весь Киннероф и землю Неффалима. Как следствие, Дамаск получил контроль над торговыми путями, ведшими через Тир и Изреельскую долину в филистимскую землю и в Египет. Асе тем самым перестала грозить опасность со стороны Ваасы, к-рый хотел превратить отвоеванную у Иудеи Раму в мощную крепость. Но все же наиб. выгоды добилась для себя Сирия, ставшая противником как Иудеи, так и Израиля (3Цар 15:18-22; 1Пар 16:1-6). Найденная в сев. части Сирии надпись времен В. I подтверждает библ. сведения о его отце и деде. Неясно, однако, можно ли отождествлять личность Хезиона с Разоном (3Цар 11:23-25), положившим начало возвышению Дамаска;

2) В. II, сир. царь, ставший впоследствии противником израил. царя Ахава. При осаде Самарии он был разбит, хотя был абсолютно уверен в своей победе. Год спустя он потерпел сокрушит. поражение при Афеке, но спас себе жизнь ценою заключения выгодного для Израиля договора (3Цар 20:1-34). Затем три года меж-ду Израилем и Сирией царил мир (3Цар 22:2), и даже был заключен временный союзнич. договор, т.к. обе страны опасались возможного нашествия ассир. царя Салманасара III. В битве при Каркаре они и несколько других союзников объединили силы в борьбе против ассирийцев: у Ахава, согл. ассир. источникам, было 2 тыс. боевых колесниц и 10 тыс. человек войска, у царя Дамаска же — 1200 колесниц и 20 тыс. человек войска. Как только ассирийцы отступили, Ахав попытался захватить Рамоф Галаадский, но потерпел поражение и был убит (3Цар 22:2-36). При его сыне Иораме сирийцы продолжали войну против Израиля (4Цар 5:2; 6:8-23), к-рая прерывалась время от времени новыми нападениями Салманасара на Дамаск (между 848 и 838 гг. до Р. Х.). Затем В. II вновь выступил против Самарии, осадил город и почти захватил его, но однажды ночью осаждающим показалось, что они слышат шум большого войска, идущего на подмогу израильтянам, и они в панике бежали (4Цар 6:24 — 7:20). Вскоре после этого В. был убит Азаилом, вступившим на сир. престол (4Цар 8:7-15). В ассир. описании битвы при Каркаре арам. царь называется Ададидри (евр. Хадад-Эзер). Но из этого не следует, что В., современник Ахава, и В., живший во времена Иорама, — разные люди и что между ними правил некий Хадад-Эзер, к-рого можно идентифицировать с не названным по имени сир. царем из 3Цар 22:2 — 4Цар 6:23. Вероятнее всего, полное имя В. звучало как Бен-Хадад-Эзер («cын Хадада, помощника»), и оно было сокращено иудеями и ассирийцами соотв. в Бен-Хадад и Адад-Идри. Более того, нек-рые ученые склонны считать и В., правившего во времена Асы и Ваасы, тем же самым царем. Но в таком случае время правления этого арам. царя составляло бы около 50 лет, что противоречит уже упомянутой надписи В., к-рая, судя по форме букв, относится к середине IX в. до Р. Х;

3) В. III, сын и преемник Азаила, правивший в начале VIII в. до Р. Х. Ему, еще наследником престола воевавшему вместе с отцом против Израиля (4Цар 13:3-7), не удалось сохранить господствующего положения Сирии. Уже во время правления Азаила ассир. царь Ададнерари III осадил Дамаск и обложил его данью. Израил. царю Иоасу удалось затем три раза разбить В. и вернуть завоеванные Азаилом израил. города (4Цар 13:22-25; ср. 10:32,33). Вступив на севере своего царства при поддержке нескольких союзников в войну с царем Емафа Закиром, В. потерпел очередное поражение, о чем свидет-вует памятник, посвящ. победе Закира (см. Хадрах). Благодаря ослаблению Сирии в период правления В. Иеровоаму II удалось заново возвысить Израиль. В Иер 49:27 и в Ам 1:4 упоминаются дворцы В. в Дамаске.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Венадад — (сын Адада или Гадада) — общий титул царей Сирийских, как, например, имя Фараон было общим титулом для царей египетских. В Свящ. Писании под этим именем упоминаются три царя Сирийских, или Дамасских: 3 Цар 15:18, 2 Пар 16:2 — царь Сирийский... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  2. Венадад — Венад’ад (сын бога Адада или Гадада — возможно общий титул сирийских царей) — а) (3Цар.15:18 ,20; 2Пар.16:2 ,4) — сын (потомок) Тавримона, царь сирийский, к которому Аса, царь иудейский, обратился за помощью против Ваасы, царя израильского; б) (3Цар. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Венадад — Имя нескольких сирийских царей, упоминаемых в Библии. Можно даже полагать, что это было общее нарицательное имя сирийских царей, подобно тому, как слово фараон было общим нарицательным именем царей египетских. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона