Вирсавия

1) (евр. Бат-Шева, «дочь изобилия»), дочь Елиама, внучка Ахитофела и жена хеттеянина Урии (2Цар 11:3; 23:34; Мф 1:6). Когда Урия в составе израил. войска осаждал Равву, Давид увидел купающуюся В. и велел привести ее к себе. В. не посмела противиться воле царя и подчинилась ему. Когда же она сообщила царю, что носит его ребенка, и все попытки Давида скрыть совершенный грех остались безрезультатными, он послал Урию на верную смерть и по окончании траура же-нился на В. (2Цар 11). Ее первый сын по воле Господа умер на седьмой день после рождения, но затем она родила Давиду Соломона (2Цар 12:14,18,24) и еще трех сыновей: Шиму, Шовава и Нафана (1Пар 3:5). Когда Адония незадолго до смерти Давида попытался захватить власть, Вирсавия и пр. Нафан предупредили об этом Давида, и он опередил Адонию, помазав Соломона на царство (3Цар 1:11-53). Во время второй попытки заявить свои права на престол Адония убеждает В. просить у Соломона для него в жены Ависагу сунамитянку, на к-рой в старости был женат Давид. Но Соломон усматривает в этом тайные намерения завладеть престолом и по-велевает казнить Адонию (3Цар 2:13-25);

2) ((Беэршива) в совр. лит-ре — Беэр-Шева, «колодец семи» или «колодец клятвы»), место в пустыне на самом юге Иудеи, где Авимелех и Авраам заключили между собой договор. У колодца, выкопанного по приказу Авраама, они поклялись больше не причинять вреда друг другу и наказали своим пастухам жить в мире (Быт 21:22 и след.). Для закрепления договора Авраам дал Авимелеху семь овец, отсюда и название — «колодец семи». Авраам жил здесь и призывал имя Господа. Когда Авраам отправился в Хеврон, филистимляне засыпали колодец, так что возвратившемуся Исааку пришлось его выкопать заново. Затем Авимелех или его преемник возобновили с Исааком договор, заключ. с Авраамом (Быт 26:26 и след.). Из В. бежал Иаков от Исава, и затем здесь же он приносил жертвы Богу, перед тем как отправиться к Иосифу в Египет (Быт 28:10 и след.; 46:1 и след.). Возле колодца был построен самый юж. город в земле обетованной, вошедший в удел колена Симеона (Нав 19:1 и след.). Поэтому выражение «от Дана до Вирсавии» обозначало весь Израиль (Суд 20:1). В В. вершили суд сыновья Самуила (1Цар 8:2); через В. проходил Илия по пути к горе Хорив (3Цар 19:3). Вероятно, во времена Амоса В. была свящ. городом, в к-рый совершали паломни-чество даже жители Северного царства (Ам 5:5; 8:14). В В. поселились многие иудеи, вернувшиеся из плена (Неем 11:27,30). В наст. время на месте древнего города находится холм Телль-эс-Саба (новоевр. Телль-Беэр-Шева), располож. в 40 км юго-зап. Хеврона, около г. Бир-эс-Саба (новоевр. Беэр-Шева).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВИРСАВИЯ — 1. искаженное др.-евр. имя Батшеба — одна из жен др.-израильского царя Давида, мать царя Соломона. Легенда о В. получила отражение в живописи (напр., у Рубенса). 2. (славянизированная форма др.-евр. Беершеба) — древний город в Юж. Советская историческая энциклопедия
  2. Вирсавия — 1) (славянская передача греческой транскрипции древнееврейского имени Батшеба), одна из жён древнеизраильского царя Давида, мать царя Соломона. По Библии, чтобы жениться на В., Давид отправил на верную смерть её первого мужа Урию. Большая советская энциклопедия
  3. Вирсавия — 1) (кладезь клятвы), ибо тут оба они, т. е. Авраам и Авимелех, царь Филистимский, клялись (Быт 21:31). Впервые так назывался кладезь, близ которого долгое время жительствовал Авраам (Быт 21:33), а после него Исаак (Быт 26:32-33). Библейская энциклопедия архим. Никифора
  4. Вирсавия — Вирс’авия — а) (колодец клятвы) (Быт.21:14 ,33; Быт.22:19 ; Быт.26:23 ; Быт.28:10 ; Быт.46:1 ,5; Нав.15:28 ; Нав.19:2 ; Суд.20:1 ; 1Цар.3:20 ; 1Цар.8:2 ; 2Цар.3:10 ; 2Цар.24:7 ; 3Цар.4:25 ; 3Цар.19:3 ; 4Цар.12:1 ; 4Цар.23:8 ; 1Пар.4:28 ; 1Пар.21:2 ; 2Пар. Библейский словарь Вихлянцева
  5. ВИРСАВИЯ — ВИРСАВИЯ — в Библии одна из жен царя Давида, мать Соломона. Большой энциклопедический словарь