САВРАСОВ Алексей Кондратьевич

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830-97) — российский живописец, передвижник. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов ("Грачи прилетели", 1871).

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (12 (24) мая 1830 — Москва — 26 сентября (8 октября) 1897, там же) — российский художник. Выдающийся пейзажист, заложивший основы лирического пейзажа (или "пейзажа настроения") в русском искусстве. Выходец из семьи мелкого купца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1844-54). В 1860-е гг. дважды побывал во Франции, посетил ряд других западноевропейских стран. В 1870-75 совершал ежегодные поездки на Волгу. Жил и работал в Москве. Раннее творчество Раннее творчество Саврасова ("Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду", 1851, Третьяковская галерея) развивается всецело в рамках романтизма — с его любовью к бурным метеорологическим эффектам, к резким контрастам переднего и заднего планов. Наиболее зрелым произведением этого периода является "Вид в окрестностях Ораниенбаума" (1854, там же) — за который Саврасов получил звание академика. Последующие поиски, интенсивные натурные "штудии" приводят к более спокойным, гармонически ясным колористическим и композиционным решениям ("Пейзаж с рекой и рыбаком", 1859, Латвийский художественный музей, Рига; "Сельский вид", 1867, Третьяковская галерея). Все большее значение в образе получают тонкие светоцветовые эффекты, связывающие воедино почву переднего плана и природные дали ("Лосиный остров в Сокольниках", 1869, там же; "Лунная ночь. Болото", 1870, Серпуховский историко-художественный музей) — умение виртуозно передать круговращение влаги в гео- и атмосфере ландшафта ("Волга", 1870-е гг, Третьяковская галерея).Зрелое творчество. "Грачи прилетели"В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ ("Печерский монастырь под Нижним Новгородом", Нижегородский художественный музей; "Разлив Волги под Ярославлем", Русский музей) — в т. ч. знаменитую картину "Грачи прилетели" (Третьяковская галерея) — ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Этюдная работа над "Грачами" шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и древняя церквушка на фоне стылых дальних лугов, — все сплавилось в образ удивительного поэтического обаяния. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, "уже виденного" (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались "Грачи", а чуть ли не в любом уголке страны. Здесь "настроение" -как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в совершенно особый компонент образа; это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871) — касаясь других пейзажей на выставке: "все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах". Незримо зримая "душа", настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями ("Сухарева башня", 1872, Исторический музей, Москва; "Вид на Московский Кремль. Весна", 1873, Русский музей) — виртуозный по передаче влаги и светотени "Проселок" (1873, Третьяковская галерея) — сентиментальную "Могилу над Волгой" (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул) — светозарную "Радугу" (1875, Русский музей) — меланхолическую картину "Зимний пейзаж. Иней" (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с "Грачей". Оставил о себе память и как замечательный педагог. Вел в 1857-82 пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Литература:Новоуспенский Н. Н. А. К. Саврасов: Альбом. Л., 1981. Добровольский О. Саврасов. М., 1983. Мальцева Ф. А. К. Саврасов. Л., 1984. М. Н. Соколов

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Саврасов Алексей Кондратьевич — (1830, Москва — 1897, там же), живописец. Учился в МУЖВЗ в перспективном и пейзажном классе К.И. Рабуса (1844 — 1854), руководил им же в 1857—82. Москва. Энциклопедический справочник
  2. Саврасов Алексей Кондратьевич — (1830-1897), русский живописец. Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1844-54); руководил пейзажным классом там же (1857-82). Член-учредитель ТПХВ (см. Передвижники). Художественная энциклопедия