Афасижев, Марат Нурбиевич

Афасижев, Марат Нурбиевич

(р. 11.05.1931) — спец. по эстетике; д-р филос. наук, проф. Окончил фи-лол. ф-т Ростовского гос. ун-та (1959) и асп. ИФ АН СССР (1965). В том же году защитил канд. дисс. — "Эстетика фрейдизма", в 1977 — докт. дисс. "Западные концепции художественного творчества". Работал преп. филос. в Ростовском гос. ун-те (1960—1962), ст. н.с кафедры эстетики филос. ф-та МГУ (1969—1976). С 1976 — вед. н. с. сектора "Современные проблемы искусствознания" Росс. ин-та искусствознания Мин-ва культуры и туризма. Акад. Академии гуманит. наук, акад. Международной Академии информатизации. Осн. направления науч. иссл.: 1) теория и история европ. эстетики и искусства; 2) теор. и методол. проблемы эстетики; 3) теор.-информац. методы иссл. художеств. культуры. В работах, посвященных родоначальникам класс. нем. эстетики, с позиций совр. науки им анализируются и критически оцениваются ее достижения и исторически обусловленные издержки. В монографии об эстетике И.Канта (1975) доказывается в противовес бытовавшим в нашей науке суждениям о ней как идеалистической и формалистической, что методол. и реальный смысл решений философом проблемы эстетического, структуры и функций искусства являются высшим достижением мировой эстетич. мысли, во многом предвосхитившей становление и развитие совр. науч. эстетики. Дальнейшая эволюция европ. эстетики рассматривается на материале концепций художеств. творч. (1990) как проявление тенденций к обоснованию природы и функции искусства на основе волюнтаристских, интуитивистских, психол. свойств личности художника (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, Б.Кроче, З.Фрейд, Ж.-П.Сартр и др.) и к нарастанию эскапистских трактовок искусства как сферы реализации невозможной в реальной жизни свободы, желаний и идеалов человека. Особенно характерно и полно эти тенденции воплотились в психоаналитической теории искусства, оказавшей беспрецедентное влияние на европ. и амер. искусство, на теорию и практику модернизма (1972). Филос.-эстетич. и культурол. анализ эволюции модернизма (1998) выявил его социокультурные и психол. детерминанты становления и развития в условиях соц. и НТР, оказавших определяющее воздействие на внутр. логику его содержательных и формальных превращений и модификаций.

Соч.: Фрейдизм и буржуазное искусство. М., 1971; Структура эстетической потребности человека // Теоретические проблемы эстетики. М., 1975; Эстетика Канта. М., 1975; Эстетические проблемы в эпоху НТР. М., 1975; Эстетические потребности человека. М., 1978; Экзистенциалистская эстетика Жана Поля Сартра // Современная буржуазная эстетика. М., 1978; Эстетическая потребность // Эстетическое сознание и процесс его формирования. М., 1988; Искусство как предмет комплексного анализа. М., 1983; Системный подход и искусство // Методология современного искусствознания. М., 1985; Между иллюзией и действительностью (критический анализ теории и практики модернизма). М., 1986; Западные концепции художественного творчества. М., 1990; О природе художественной информации // Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997; Альтернативы модернизма. М., 1998; Кибернетические методы исследования искусства // Информационный подход в эмпирической эстетике. Таганрог, 1998; Информационное мировоззрение и эстетика. Таганрог, 1998; Изобразительное искусство и наука. М., 2000.

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me