Акатай, Сабетказы Нуржакия Улы

Акатай, Сабетказы Нуржакия Улы

(псевдоним — Ак Атай; р. 11.10.1938) — спец. по истории филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Аксаут Курчумского р-на Восточно-Казах. обл. Окончил МГУ (1969) и асп. Ин-та истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч.Валиханова (1973). В 1967—1988 — преп., затем доц. кафедры филос. в Алма-Атинском ин-те нар. хозяйства, Алма-Атинском ин-те иностр. языков, ректор ИПК работников культуры и искусства (1988—1995); зав. отделом истории и теории культуры Республиканского науч. центра проблем культуры Мин-ва образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан; с 1997 — вед. н. с. ИФ Мин-ва науки — Академии наук Республики Казахстан.

Основная тема иссл. А. м.б. сформулирована как "Мировоззренческий синкретизм казахов". Мировоззренч. синкретизм казахов есть совокупность идей, воззрений, представлений народа о мире, человеке, об-ве. Мировоззренч. синкретизм можно трактовать как дотеор. форму нац. обществ. сознания, как его предфилос. ист. тип, как парафилос., как "религиозно-художественно-мифологическое мировоззрение со своей онтологией, антропологией и демонологией (феноменологией духа)". Мировоззренч. синкретизм формируется у самых истоков человеч. цивилизации как наиболее возможная и, главное, доступная форма дух. освоения мира. Результаты такого освоения закреплялись исторически и передавались из поколения в поколение в виде нар. традиций, обычаев, обрядов, норм поведения, обществ. идеалов, обобщались и фиксировались в мифах, фольклоре, в произведениях художеств. творчества, а также предметах материальной культуры. В процессе дальнейшего развития эти дух. приобретения становились неотъемлемой частью нар. сознания и его повседневного бытия, в течение веков формировали своеобразие культуры и особенности мировосприятия того или иного народа.

Соч.: Мировоззренческий синкретизм казахов. I и II вып. Алма-Ата, 1994—1995.

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me