Аксючиц, Виктор Владимирович

Аксючиц, Виктор Владимирович

(р. 29.08.1949) — религ. философ, публицист, политик. Род. в Белоруссии. Окончил филос. ф-т МГУ (1978). Подвергался преследованиям по полит. мотивам. Публиковался в эмигрантских и зап. изд. Учредитель (с Г.Анищенко) лит.-филос. ж. рус. христ. культуры "Выбор" (1987). В 1990—1993 — нар. депутат России. В 1997—1998 — советник первого зам. предс. Правительства РФ. Гос. советник 1-го класса. Доц. Гос. Академии славянской культуры. Эволюцию собственных филос. взглядов А. характеризует как "типичный для рус. интеллигенции путь от марксизма к идеализму и православию". Работы А. тематически и концептуально связаны с традицией рус. христ. филос. XX в., к-рую он характеризует как "неопатристику", синтезирующую учение Отцов Церкви и совр. филос. в ответ на дух. вызовы эпохи. В творч. А. сходятся две традиции: онтологизма Вл.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка и хрнст. персонализма и экзистенциализма Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева, Л.Шестова. Поэтому филос. позицию А. можно характеризовать как персоналистический онтологизм. "Под сенью Креста" — гл. филос.-богословский труд А., осн. темой к-рого является Богочеловеч. диалог в процессе миротворения. Крест и Голгофа Бога и человека — начало и конец сущего. Мировая история — кровоточение ран Распинаемого Бога, назначение человека — крестонесение сотворч. Богу, а жизнь — непрекращающееся распятие. Под сенью Креста открываются глубины миротворения и бытия, подлинный смысл назначения человека и человечества. Углубление в новозаветное откровение Креста, Голгофы и Воскресения Богочеловека позволяет обнаружить новый и вместе с тем укорененный в христ. традиции смысл осн. богословско-филос. проблем: творения и грехопадения, воплощения вечной души, бытия, теодицеи, свободы, богоподобной личности как "малого творца" бытия, происхождения и "существования" зла, апокалипсиса и эсхатологии. Развивая проблемы историософии России, А. убежден, что народ — это соборный организм, имеющий вечную соборную душу, к-рая отражает творч. замысел Бога о народе и ответный помысел народа о себе — о своей творч. миссии в бытии. Судьба рус. народа определяется: 1) дух. генотипом — вечной душой и ист. предназначением, к-рыми наделил народ Творец; 2) этническим генотипом — природными свойствами народа, вобравшего множество национальностей; 3) дух. архетипом — воспитанием народа Православием; 4) ист. архетипом — экстремальными природными и геополит. условиями выживания на просторах Евразии. Кажущаяся сегодня архаичной формула "Православие. Самодержавие. Народность" указывает неизменные жизнесозидающие сферы в судьбе народа — дух., ист. архетипы и этнический генотип. А. исследуются феномены историософии России: становление рус. мировоззрения, рус. характер и рус. идея, "первородный грех русского дворянства", "орден русской интеллигенции", дух. революция в России XIX в., дух. причины рус. катастроф и идеократии XX в. — тотальной власти радикальной идеологии. Невероятные ист. испытания, воздействие ряда роковых и инфернальных факторов, а также дух. заболевание нац. элиты — идеомания, соблазненность богоборческими идеологиями — ввергли рус. народ в XX в. в череду глоб. катастроф. Обновление пережившего смертельную дух. болезнь народа возможно только на путях обращения к дух. истокам рус. православной цивилизации. Поиск совр. форм общественно-полит. возрождения России складывается в концепцию "просвещенного патриотизма" А., к-рый придерживается конституционно-монархических убеждений.

Соч.: Метафизика зла у Достоевского. "Преступление и наказание" // В. РХД. Париж, 1985. № 145; К историософии России // Выбор. 1988. № 4, 5; Западники и почвенники сегодня // Россия и Европа. М., 1990; Атеистическая идеология. Государство, Церковь // Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси. М., 1991; Русская идея // Москва, 1993. № 1; Мироправители тьмы века сего. М., 1994; Идеократия в России. М., 1995; Под сенью Креста. М., 1997.

Аксючиц, Виктор Владимирович

Председатель Российского Христианского Державного Движения (РХДД), председатель Православного братства "Воскресение"; родился 29 августа 1949 г. в Белоруссии; окончил Рижское мореходное училище и философский факультет МГУ в 1978 г.; в 1988 г. входил в правление научно-технического кооператива "Перспектива", в 1989 г. участвовал в создании советско-панамского совместного предприятия "Рuiсо", стал членом его правления и директором издательского отдела; член КПСС с 1971 по 1979 г.; 1990—1993 — народный депутат РФ, член фракции "Демократическая Россия", председатель подкомитета по связям с зарубежными организациями Комитета Верховного Совета РФ по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности; 1997—1998 — заместитель руководителя аппарата первого вице-премьера Правительства России (Б. Е. Немцова); автор нескольких книг, многочисленных публикаций в прессе; владеет английским языком; женат, имеет четырех детей; увлекается философией и классической музыкой.

В 70-х годах был участником диссидентского движения. За распространение эмигрантской религиозной и политической литературы в 1979 г. был исключен из КПСС и отчислен из аспирантуры. В конце 80-х участвовал в деятельности движения "Церковь и перестройка" и Народно-трудового союза российских солидаристов. В апреле 1990 г. провел учредительную конференцию Российское Христианско-Демократическое движение, был избран одним из его сопредседателей, а на Соборе РХДД в июне 1992 г. был избран председателем партии РХДД и выдвинут кандидатом в Президенты РФ. В феврале 1995 г. на очередном съезде организация получила новое наименование — Российское Христианское Державное движение. В октябре 1990 г. вошел в Оргкомитет Движения "Демократическая Россия", до ноября 1991 г. был членом его Координационного совета. Отрицательно отнесся к Беловежским соглашениям и после ликвидации СССР заявил о переходе РХДД в оппозицию к правительству Б. Ельцина. Выступал с позиций "просвещенного" патриотизма и национал-патриотизма. Стал одним из лидеров блока "Народное согласие", объединившего государственническо-патриотические партии и движения некоммунистического толка. Выступал за восстановление федеративного государства в территориальных рамках бывшей Российской империи и СССР или за переход под юрисдикцию России всех населенными русскими территорий. В феврале 1992 г. участвовал в проведении "Конгресса гражданских патриотических сил", был избран членом Президиума Думы и председателем Правления Российского народного собрания (РНС). В апреле 1992 г. участвовал в формировании оппозиционной Б. Ельцину и Е. Гайдару парламентской коалиции "Российское единство". На VII съезде народных депутатов в 1993 г. вместе с лидерами Фронта национального спасения возглавил непримиримую оппозицию Президенту. В сентябре 1993 г. выступил с заявлением, осуждающим Указ Президента Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, выступал за проведение одновременных перевыборов президента и парламента. В сентябре 1994 г. участвовал в конференции лидеров оппозиции "Русский рубеж", проходившей в Калининграде. На учредительном съезде Социал-патриотического движения "Держава" в апреле 1995 был избран одним из заместителей председателя Национального комитета движения (А. Руцкого). Принимал участие в создании избирательного объединения "Блок Станислава Говорухина".

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me