Амвросий Протасов

Амвросий Протасов

(до пострижения Алексей Иванович) — архиепископ тверской и кашинский, род. около 1762 г., в г. Боровске, Московской губ., ум. 1-го июля 1831 г. Первоначально учился в Перервинской семинарии, а курс окончил в Сергиевской лаврской. В 1790 г. назначен учителем риторики и поэзии в Московской духовной академии. По принятии в 1794 г. монашества, Амвросий был проповедником и учителем философии, а с 1797 г. и префектом академии. В 1799 г. возведен в сан архимандрита — настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в С.-Петербурге, занимая в то же время должности очередного архимандрита, ректора Александро-Невской академии, учителя богословия и присутствующего в консистории. В 1800 г. Амвросий назначен наместником Александро-Невской лавры и настоятелем Иверского монастыря. 4-го июня 1802 г. переведен настоятелем новгородского Юрьева монастыря с оставлением в прежних должностях. 10-го января 1804 г. Амвросий назначен епископом тульским, а 7-го февраля 1816 г. возведен в сан архиепископа казанского. В октябре 1826 г. последовало Высочайшее повеление Св. Синоду о назначении на казанскую кафедру "другого епископа, человека опытного и твердого в характере". Вследствие этого преосвященный Амвросий перемешен был на низшую по классу тверскую епархию с оставлением, впрочем, за ним той степени, в какой он был в Казани. Амвросий считался настолько знаменитым проповедником, что митрополит Платон о нем говорил так: "если бы я писал, как он, меня бы сходилась слушать вся Россия". С глубоким природным умом и образованием он соединял и глубину чувства. Слова его изданы в 1856 г. Некоторые из них, как, напр., "На избрание судей" и "На Успение Богородицы" помещены в хрестоматиях Галахова и Пенинского. По отзыву Филарета черниговского, из слов Амвросия видно, что он хорошо знаком был с французскими проповедниками и по их примеру особенно заботился о блеске картин, "но не столько о логической отчетливости и последовательности мыслей; вместо того, чтобы развить мысль логически, он достаточным считал облечь ее в картины, и оказывается, что одно не вполне доказано, другое оставлено вовсе без поддержки, иное выражено слишком резко, другое — слабо".

Филарет, "Обзор рус. дух. лит.". — Дела архива Св. Синода. — Д. Бантыш-Каменский, "Словарь", изд. 1836 г., т. I. — Чистович, "История С.-Петерб. дух. академии", стр. 130. — Чередеев. "Биографии тверских иерархов", стр. 169—172. — "Русское проповедничество", СПб., 1871 г., стр. 276—277. — "Русская Старина" 1883 г., № 11. — "Тульские Губ. Вед." 1863 г., №№ 12 и 13.

{Половцов}

Амвросий Протасов

(в миру Алексей Иванович, 1762—1831) — проповедник, архиепископ тверской, воспитанник Московской славяно-греко-латинской академии. Московский митрополит Платон ставил проповеди А. выше своих. В наше время проповеди А. полузабыты, хотя и внесены в хрестоматии (Галахова и др.) в качестве образцов церковного красноречия; в свое время они имели широкую известность; слово А. по случаю присяги избранных по Тульской губ. судей, 1815 г., император Александр I дал вместо инструкции одному губернатору. Собрание проповедей А. издано в 1856 г. Им была составлена латинская грамматика, долго бывшая в употреблении в духовных училищах.

{Брокгауз}

Амвросий Протасов

(Алексей Иванович) — архиепископ Тверской и Кашинский.

Родился около 1762 года в г. Боровске Московской губернии.

Обучение начал в Перервинской духовной семинарии, а закончил в Троице-Сергиевской лаврской духовной семинарии.

В 1790 году назначен учителем риторики и поэзии в Московскую духовную академию.

8 1794 году принял монашество и был проповедником и учителем философии в академии.

С 1797 года — префект академии.

9 января 1799 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В этот же период занимал должности: ректора Александро-Невской духовной академии, учителя богословия и присутствующего в консистории.

В 1800 году назначен наместником Александро-Невской лавры и настоятелем Иверского монастыря.

4 июня 1802 года переведен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря с сохранением за ним и прежних должностей.

10 января 1804 года хиротонисан во епископа Тульского.

7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа с назначением на Казанскую кафедру. Улучшив порядок учебной и воспитательной работы в академии, преосвященный Амвросий поднял Казанскую духовную академию на высокий уровень. Он всей душой болезновал и об инородных племенах своей епархии.

С 6 ноября 1826 года — архиепископ Тверской.

Скончался 1 июля 1831 года.

Преосвященный Амвросий был одним из красноречивейших проповедников своего времени. Слово его отличалось необычайной яркостью, непосредственностью и производило на слушателей неизгладимое впечатление, что свидетельствовало о большом природном таланте. Некоторые из его слов приобрели такую популярность, что включались и в хрестоматии.

Московский митрополит Платон (Левшин) был прекрасным оратором, но, услышав однажды речь преосвященного Амвросия, воскликнул: "Если бы я так писал, как Амвросий, меня сходилась бы слушать вся Россия".

Александр Ефимович Измайлов, вице-губернатор Твери, с большим уважением относился к преосвященному Амвросию. Он называл его "умнейшим, ученейшим, благороднейшим и любезнейшим человеком, красой всех монахов, который молвит не в укор, умнее даже Филарета, красноречивее его".

В высшей степени гуманный, проникнутый христианскими идеалами, епископ Амвросий отличался прямотой характера, не льстил сильным мира сего, не потакал их порокам и прихотям, но с амвона со всей силой своего таланта бичевал зло, невзирая на лица, чем нажил себе немало влиятельных врагов.

Амвросий преследовал взяточничество, которое процветало в консистории. Он боролся с безграмотностью священнослужителей, всех отправлял учиться в школу при академии.

Труды:

Слово на случай присяги судей в Тульской губернии. — М., 1815.

Речь при наречении во епископа. — СПб., 1804. Слово в день Рождества Христова // Душеполезное чтение. — 1866, № 12. Слово на вступление последнего тульского полка ополченцев в Тулу. — М., 1814. Слова и речи Амвросия, бывшего епископа Тульского и Белевского и архиепископа Казанского и Симбирского, Тверского и Кашинского. — СПб., 1856.

Литература:

Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. — СПб., 1857, с. 130.

Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713— 1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. — СПб., 1913.

Никанор (Каменский), архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). — Казань, Церковное историческое общество, 1909.

Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. — Тверь, 1859, с. 169—172.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 436—438.

Чистович И. А. Александро-Невская лавра. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. — СПб., 1869—1885, т. 8, с. 497.

Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. — М., 1836, ч. 1.

Смирнов С. К., протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. — М., 1855, с. 364.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 785, 787.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 193.

Цветник Пемы. — М., 1898, с. 20.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401, 1414—1415.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 193.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 564—571.

Православный собеседник. — Казань, 1900, май, с. 593. — 1909, июль—август, 210. — 1910, март, с. 343.

Православное обозрение. — 1885, сентябрь, с. 576.

Русское проповедничество. — СПб., 1871, с. 276—277.

Исторический вестник. — 1886, февраль, с. 393. — 1890, декабрь, с. 790. — 1896, март, с. 916; декабрь, с. 936. — 1908, январь, с. 270.

Русская старина. — 1882, июнь, с. 615—640. — 1883, ноябрь, с. 354—368. — 1885, июнь, с. 590; июль, с. 168. — 1886, июнь, с. 710. — 1900, июль, с. 61—62.

Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским 18/11—1848 г. // Русский архив. — 1888.

Русский архив. — 1870, № 4 и 5, с. 768, 771, 834. — 1899, кн. 2, № 6, с. 212.

Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 7, с. 47.

Симбирские епархиальные ведомости. — 1901, декабрь, с. 418—419.

Известия по Казанской епархии. — 1876, № 11, с. 340—342. — 1885, № 22, с. 820—821.

Тульские губернские ведомости. — 1863, № 12, 13.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 591—594.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 141; т. 2, с. 1139, 2150, 2195.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 1, с. 485.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 1, доп., с. 95; т. 2, с. 334.

Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 89.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 42, 50, 70.

Амвросий Протасов

— Епископ Тульский и ордена Св. Анны 1-го класса Кавалер, родился 1768 года, обучался сперва в Перервинской, а потом в Сергиево-Лаврской семинарии. После 1790 года проходил разные учительские звания в академии Московской и по пострижении был там наконец проповедником и префектом. В 1799 году посвящен в Архимандрита Санкт-Петербургской Сергиевой пустыни и определен учителем богословия в Александро-Невской академии, а с ноября того же года ректором оной и вместе — с 1800 года — наместником Александро-Невской лавры. При сих должностях он потом считался Антониевским, а наконец Иверским и Юрьевским Архимандритом, и в 1804 году Января 10 дня хиротонисан во Епископа Тульского. Кроме многих Поучений, из коих некоторые и напечатаны, он сочинил Грамматику латинскую в пользу юношества, в духовных училищах обучающегося; напечатана в Москве 1807 г.

{Болховитинов}

Амвросий Протасов

архиеп. тверск. 1827—1831, проповедник; р. 1762; † 1-го июля 1831 г.

{Половцов}

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me