Антоний I Багратиони

Антоний I Багратиони

(Теймураз) — царевич Картлийский, католикос-патриарх Восточной Грузии.

Родился 17 октября 1720 года в семье Картлийского царя Иессея и Елены, дочери царя Ираклия I.

В 1738 году в монастыре Гелати был пострижен в монашество.

В 1739 году Антоний — игумен Гелатского монастыря.

В 1740 году хиротонисан во епископа Кутаисского и возведен в сан митрополита.

В 1744 году митрополит Антоний избран католикосом-патриархом Восточной Грузии.

Митрополит Антоний внимательно изучал труды армянских и латинских богословов, общался и полемизировал с монахами-капуцинами. Митрополит Антоний хотел использовать богатый научный опыт католиков в деле образования грузинской молодежи. Но противники Антония обвинили его в отклонении от православной веры.

16 декабря 1755 года состоялся поместный Собор Грузинской Православной Церкви, провозгласивший Антония еретиком и лишивший его сана католикоса-патриарха и права совершать богослужения. После 18 месяцев заточения Антонию позволили выехать в Россию, где проживали его родственники — наследники царя Вахтанга VI.

16 марта 1757 года Антоний предстал перед судом Святейшего Синода Русской Православной Церкви и был оправдан.

23 ноября 1757 года указом императрицы Елизаветы Петровны Антоний был назначен архиепископом Владимирским.

Царь Ираклий II вызвал Антония из России. 20 марта 1763 года владыка Антоний прибыл в Грузию.

В 1764 году на Соборе Грузинской Церкви Антоний был восстановлен в сане католикоса-патриарха Восточной Грузии.

В 1772 году Антоний прибыл в Россию с особой дипломатической миссией, которая привела к заключению Георгиевского союзнического трактата 1783 года.

В 1783 году Антоний был назначен членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви.

Скончался 1 марта 1788 года. Погребен в Мцхетском кафедральном соборе Светицховели пред царскими вратами.

С именем Антония связано оживление культурной жизни Грузии во 2-й половине XVIII века. Он возобновил работу типографии, содействовал открытию новых начальных школ. С его помощью были основаны Тбилисская и Телавская духовные семинарии. Антоний составил новые редакции Праздничной Минеи, пополнив их стихирами грузинским святым своего сочинения, используемыми в богослужении Грузинской Церкви, дополнил церковный календарь именами грузинских святых. Антонию принадлежат философско-богословские труды: "Спекали" ("Перл духовный"), "Категории", "Готовый ответ, или Опровержение заблуждений латинской, лютеранской и армянской Церкви", в которых он обосновывает позиции объективного идеализма. Ему принадлежит также толкование "Категорий" и "Диалектики" Аристотеля, "Лествицы" святого Иоанна Лествичника. Антоний являлся основоположником целой школы, на идеях которой воспитывалось несколько поколений деятелей Грузинской Церкви и культуры XIX века. В области догматики перу Антония принадлежит "Катехизис православного исповедания", "Теология в 4-х частях" (догматика, практика, мистика и полемика), а также "Книга исповедания православной веры" и "Толкование на 50-й псалом". Антоний — автор исторических сочинений "Происхождение грузинских царей" и "Истории Александра Македонского, Квинта Курция".

Литература:

Иоасаф (Гапонов), иеромонах. Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. — Владимир, 1857. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. — Берлин, 1876, с. 35.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 658.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1396. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 92. Православный собеседник. — Казань, 1900, октябрь, с. 6, прил. 12.

Исторический вестник. — 1900, апрель, с. 326—328.

Русская старина. — 1879, август, с. 579. Русский архив. — 1870, № 4, 5, с. 793. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 92. Кавтария М. // Православная энциклопедия. — М., 2001, т. 2, с. 656—658. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 522. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 592. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 215.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 34.

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me