Цапок, Василий Андреевич

Цапок, Василий Андреевич

(р. 23.12.1939) — спец. по теории познания, истории рум. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Клокушна Хотинского уезда Молдавии. Окончил филол. ф-т (1966), асп. филос. ф-та МГУ (1973). Канд. дисс. — "Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного в творческом процессе" (1974). Докт. дисс. — "Структура и противоречия творчества" (1990). Работал на кафедре филос. Кишиневского ун-та с 1966 — асс., после окончания асп. там же — ст. преп., доц. С 1986 — зав. кафедрой филос. Академии искусств Молдавии, с 1990 — проректор по науке. В наст. вр. — проф., зав. кафедрой филос. Кишиневского ун-та. Гл. ред. ж. "File de filosofie" ("Страницы философии", на рум. яз.). Осн. направления иссл. — гносеол. и синтетическо-диалектич. анализ творч.; филос. анализ ментального; творч. рум, философов XIX—XX столетий. В работах Ц. выявлена более сложная структура творч. по сравнению с представлением его в виде этапов; она включает элементы: репродуктивный и продуктивный, редуцируемый и ирредуцируемый, рефлексивный и нерефлексивный, эзотерический, интуитивный и дискурсивный. Обосновано положение о том, что для обеспечения науч. подхода к изучению творч. необходимо опираться на следующие объяснительные принципы: принцип отражения, принцип преемственности, принцип деятельности и принцип диа-лектич. противоречивости. Установлена субординация филос. объяснительных принципов, раскрыты сущностные связи между противоположными сторонами творч., выявлен противоречивый характер компонентов самих элементов творч., скорректировано представление о соотношении понятий "традиция" и "старое" на основе анализа противоречивого единства традиции и новаторства, показана теор. некорректность и противопоказанность отождествления традиции и старого для творч. деятельности. Обосновано, что новые возможности для творч. процесса создаются не только в результате пересечения парадигм; вполне возможна монопарадигмальная творч. деятельность, а также творч. процесс с последовательно чередующимися парадигмами.

Соч.: Интуиция и художественное творчество // Проблемы диалектического материализма. Вып.2. М., 1972; Структура творческого процесса и интуиция // Там же. Вып.3. М., 1973; Интуиция и творчество. Кишинев, 1979 (на рум. яз.); Культура и социальный прогресс. Кишинев, 1983 (на рум. яз.); Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного познавательных процессов в научном творчестве // Методологические вопросы современной науки. Вопросы философии. Межвузовский сборник. Кишинев, 1987; Творчество (философский аспект проблемы). Кишинев, 1989; Основные принципы познания и их роль в научном творчестве // Вопросы философии и права. Кишинев, 1992. № 3; Научное творчество: философские аспекты // Там же. Кишинев, 1993. № 2 (на рум. яз.); Конструктивные и деструктивные факторы в формировании творческой личности // Там же. Кишинев, 1996. № 6 (на рум. яз.); Герменевтика парадигмы пессимизма Эмиля Черан // File de filosofie ("Страницы философии"). Кишинев, 1996. № 2—3 (на рум. яз.); Философия творчества и проблемы естественного интеллекта. [В соавт.] // Страницы философии. Кишинев, 1997. № 1—2 (на рум. яз.); Актуальность философии // Уч. зап. Кишиневского ун-та. 1999 (на рум. яз.); Философия М. Еминеску и ее недруги // Уч. зап. Кишиневского ун-та. 1999 (на рум. яз.); Введение в методологию научного исследования. Кишинев, 2000 (на рум. яз.).

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me