Большая биографическая энциклопедия

Гостомысл

Гостомысл
Гостомысл

— легендарное лицо, с именем которого во многих списках летописей связывается сказание о призвании варягов. По отрывку Иоакимовской летописи, приводимому Татищевым, Г. был потомком Вандала (см.). При отце его, Буривое, варяги покорили славянскую землю; но Г., избранный славянами князем, прогнал варягов и правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость. Три его дочери были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли еще при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Г. однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником и "земля удобрится княжением его". Перед смертью Г., собрав старейшин и рассказав им свой сон, посоветовал им отправить посольство к варягам просить князя. На зов явились, по смерти Г., Рюрик с двумя братьями. Эта легенда о Г., объясняя призвание варягов, намекает на родственные отношения варяжских князей с прежней династией, а именно, что Рюрик был внуком Г. со стороны матери. Татищев и Щербатов давали рассказу Иоакимовской летописи полную веру, а первый даже дополнил этот рассказ подробностями о двух других дочерях Г.: от старшей произошла Ольга, а младшая была матерью Вадима (см.), убитого Рюриком. Некоторые списки Несторовой летописи дают другой вариант этой легенды (ср. Карамзин, прим. 70 и 91 к 1 т.). Черноморские славяне вместе со скифами и болгарами, поднявшись на север, построили Вел. Новгород и выбрали старейшиной князя Г. Дожив до глубокой старости и не будучи больше в состоянии править многочисленными и беспокойными племенами, Г. призвал начальников русской земли и увещевал их идти в прусскую и варяжскую земли, "к тамошним самодержцам" от рода Августа Кесаря, и предложить им власть над славянской землей. Ничего этого нет в настоящих временниках, даже в Никоновском. По другим вариантам (напр. в отрывке, внесенном в Новгородскую летопись попа Иоанна), Г. был первым новгородским посадником. Предание о Г. существовало еще в XVI в.; о нем упоминает Герберштейн. Первый усомнился в существовании Г. Миллер. В существование Г. не верил и Карамзин, прямо называющий все рассказы о Г. сказками, внесенными в летописи гораздо позднее. Указывают холм Г. или его могилу на Волотовом поле (см.).

{Брокгауз}



Гостомысл

посадник новгородский, посоветовавший призвать с Балтийского поморья кн. Рюрика 861 г.

{Половцов}



Гостомысл

— по летописным преданиям, первый новгородский посадник (по другим вариантам — князь), перед своею смертью давший ильменским славянам совет пригласить князей-варягов; один из откликнувшихся на это приглашение, Рюрик, будто бы был внуком Гостомысла по матери. В реальности существования Г. сомневались уже историки 18 в., а Карамзин весь рассказ о Г. считал просто сказкой, внесенной в летопись в позднейшие времена. Рассказом о Г. летописец по-видимому хотел объяснить завоевание Руси варягами и, поставив завоевателей в родственные отношения с прежней династией, представить завоевание в виде мирного "призвания князей".

Большая биографическая энциклопедия 2009

См. также `Гостомысл` в других словарях
Гостомысл - легендарное лицо, с именем которого во многих списках летописей связывается сказание о призвании варягов. По отрывку Иоакимовской летописи, приводимому Татищевым , Гостомысл был потомком Вандала. При отце его, Буривое, варяги покорили славянскую землю; но Гостомысл, избранный славянами князем, прогнал варягов и правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость. Три его дочери были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли еще при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником, и "земля удобрится княжением его". Перед смертью Гостомысл, собрав старейшин и рассказав им свой сон, посоветовал им отправить посольство к варягам просить князя. На зов явились, по смерти Гостомысла, Рюрик с двумя братьями. Эта легенда о Гостомысле, объясняя ...
ГОСТОМЫСЛ, легендарный предводитель новгородских словен, первый князь или посадник (1-я половина 9 в.).
Источник: Энциклопедия "Отечество"

(IX в.), легендарный новгородский старейшина, князь. В Новгородской четвертой, Софийской, Никоновской и ряде других летописей есть известие о приходе славян с Дуная к озеру Ильмерю (Ильменю), об основании ими Новгорода, в котором они посадили старейшину Гостомысла.
В Воскресенской летописи сообщается о приходе славян с Дуная к Ладожскому озеру, а оттуда к Ильменю, после чего они стали называться русью, поскольку поселились возле реки Русы, впадавшей в Ильмень. Они построили Новгород, где стал править старейшина Гостомысл.
Больше всего сведений о Гостомысле имеется в Иоакимовской летописи, дошедшей до нашего времени в изложении В. Н. Татищева. В ней говорится, что Гостомысл происходил из древнего княже...
Гостомысл - легендарное лицо, с именем которого во многих списках летописей связывается сказание о призвании варягов. По отрывку Иоакимовской летописи, приводимому Татищевым , Гостомысл был потомком Вандала. При отце его, Буривое, варяги покорили славянскую землю; но Гостомысл, избранный славянами князем, прогнал варягов и правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость. Три его дочери были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли еще при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником, и "земля удобрится княжением его". Перед смертью Гостомысл, собрав старейшин и рассказав им свой сон, посоветовал им отправить посольство к варягам просить князя. На зов явились, по смерти Гостомысла, Рюрик с двумя братьями. Эта легенда о Гостомысле, объясняя ...
ГОСТОМЫСЛ - легендарный предводитель новгородских словен, первый князь или посадник (1-я пол. 9 в.).
полулегендарный предводитель (старейшина) новгородских словен, первый новгородский посадник или князь (ок. 1-й пол. 9 в.), к-рый якобы завещал призвать варягов. Могила Г. по летописной традиции находится в р-не Волотова холма близ Новгорода. Предание о Г. появилось в 15 в. в Софийской 1-й летописи.
Смотреть `Гостомысл` во всех словарях