Рабинович, Саул Пинехас

Рабинович, Саул Пинехас

(רפש) — историк и общественный деятель. Род. в раввинской семье в г. Таврогенах (Ковенской губ.) в 1845 г., ум. в Франкфурте-на-М. в 1910 г. Талмудическую литературу Р. изучал под руководством отца (занимавшего должность раввина в предместье Вильны Снипишках), затем в иешиботе Якова Барита и в 1865 г. получил звание раввина (semichah). При содействии одного немецкого пастора Р. изучил немецкий язык, что дало ему возможность значительно расширить свои знания. Литературную деятельность Р. начал рядом статей в "Ha-Maggid'е" (в 1871—73 гг.), а затем, поселившись в Варшаве, он в течение нескольких лет (1877—1881) сотрудничал в "Ha-Zefîrah". События 1881 г. побудили Р. всецело отдаться общественной деятельности. С неутомимой энергией он собрал подробные сведения о разразившихся в разных городах черты погромах, послужившие материалом для отчетов и корреспонденций, появившихся в разных заграничных изданиях. Когда началась массовая эмиграция, принявшая формы беспорядочного бегства, Р. совместно с известным раввином Самуилом Могилевером направился в Броды помочь, насколько возможно, злополучным эмигрантам. Став вместе с Могилевером в первые ряды палестинофилов, Р. проявил кипучую деятельность. Он ежедневно отправлял огромное число писем и пространных агитационных воззваний разным общественным деятелям и частным лицам. По его инициативе и содействии был созван катовицкий съезд, и когда на этом съезде были учреждены для направления деятельности палестинофилов два руководящих центра — в Одессе и Варшаве, Р. стал во главе варшавского центра. Для пропаганды идеи колонизации Палестины Р. основал (в 1886 г.) ежегодник "Keneset Israel" (см.). К началу 1890-х гг. Р. ушел от общественной деятельности; оставаясь верным идеалам старого палестинофильства, он к народившемуся политическому сионизму относился несочувственно, о чем свидетельствует его брошюра "Al Zion we-al-Mikraeha". Последние двадцать лет своей жизни Р. всецело посвятил научно-литературной деятельности. Р. опубликовал целый ряд монографий по еврейской истории и литературе: "Mozae Golah" (об изгнании евреев из Испании и Португалии, 1894); "Josef isch Rossheim" (о "великом штадлане" ХVI в. Иосельмане, 1902); "Jom Tob Lippman Zunz" (1896); Zecharjah Frankel" (1898). Наиболее крупной научной заслугой Р. является изданный им на древнееврейском языке в значительно переработанном и дополненном виде огромный труд Греца (в 8 томах, 1890—99). Дополнения Р. становятся особенно обильными в истории евреев в Польше, где переводчик-редактор превращается часто в самостоятельного исследователя (перевод снабжен также многочисленными примечаниями А. Я. Гаркави). Прервав издание труда Греца на эпохе Мендельсона и Виленского Гаона, Р. задался целью обработать новейшую историю евреев самостоятельно. Параллельно с этим он в течение ряда лет работал над историей евреев в России от начала дома Романовых до новейшего времени. Оба труда остались в рукописи незаконченными. Р. писал также и по-русски. Его корреспонденции, печатавшиеся в начале 80-х годов в "Русском еврее" за подписью "Пе-Эр", обратили на себя внимание. Незадолго перед смертью Р. написал интересную работу "Следы свободомыслия в польском раввинизме 16 в." ("Евр. стар.", 1911, 1). Последние годы Р. провел во Франкфурте. — Ср.: Sefer Zikkaron, 194—5; J. Е. Х, 299; S. Zitron, в "Ha-Zeman, 1910, №№ 261—264; С. Ц—г, в "Евр. мире", 1910, № 32; С. Дубнов, в "Евр. стар.", 1910, 321—3.

С. Ц.

{Евр. энц.}

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me