Шагал, Марк

Шагал, Марк

Шагал, Марк

(р. 1887) — современный русский живописец и график; происходит из мелкобуржуазной еврейской среды г. Витебска. Одно время брал уроки у Бакста. В 1910—14 работал в Париже, где работы его выставлялись в Салоне независимых. Близко сошелся с художниками левых течений. В этот период Шагал был верен доктрине кубизма, которая однако сочеталась у него с обостренной, часто болезненной тонкостью живописной фактуры и фантастической "визионерской" тематикой, "литературностью" сюжетов, от которой "чистый кубизм" всегда отмежевывался. Его тематика состояла из смеси парижских мотивов с мотивами еврейского местечка черты оседлости царской эпохи — конгломерат, превращавший работы Ш. зачастую в "загадочные картинки", вызывавшие возмущение у среднего зрителя и восторги у художественной богемы и левой критики тех лет. Шагал стал одним из вождей сменившего после империалистской войны кубизм экспрессионизма, для которого иррационализм и рафинированность Ш. были образцами подражания, особенно в Германии. С 1914 по 1922 Ш. жил в России и принимал живое участие в художественной жизни. После Октябрьской революции руководил школой искусства в Витебске, участвовал в работе коллегии изобразительных искусств, выступал на государственных выставках и т. п. Его стиль в этот второй период упростился, стал более реалистичным и даже бытовым, хотя и не изжил визионерских элементов. В 1920—21 Ш. работал в Москве как первый декоратор молодого Государственного еврейского театра, создав для него ряд панно и оформление миниатюр Шолом-Алейхема. С 1923 Ш. живет в Париже, где он стал одним из основных мастеров неофранцузского искусства 20-х гг., т. н. Парижской школы (École de Paris). В этот третий период Ш. занимается преимущественно декоративной живописью, дальнейшей разработкой своих традиционных сюжетов. Цветные гравюры к басням Лафонтена и офорты для "Мертвых душ" Гоголя — лучшее и наиболее типичное, что сделано Ш. в последнее десятилетие его творчества. Ш. натурализовался во Франции, но не порвал связи с сов. общественностью.

Литература о Шагале многочисленна. Главнейшие работы: Эфрос А. и Тугендхольд Я., Искусство Марка Шагала, М., 1918; Дейблер Т., Шагал, в сб. Современная немецкая мысль, Лейпциг, 1921; With K., Chagall, Leipzig, 1923; Salmon A., Chagall, P., 1929; Raynal M., Anthologie de la peinture en France..., P., 1927.

A. Эфрос.

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me