интуитивизм

ИНТУИТИВИЗМ (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — направление философской мысли, настаивающее на признании интуиции (в различном ее понимании) наиболее органичным и надежным средством миропостижения. Претендуя на статус оригинальной гносеологической и методологической доктрины, способной, в частности, преодолеть крайности догматического рационализма и традиционного эмпиризма и тем самым существенно расширить границы познания, И. одновременно заявил о себе как о новом типе философского мировоззрения, свободном от односторонностей и материализма, и идеализма.

Как самостоятельное направление И. возник в конце 19 в. в качестве ответной реакции на усиливающуюся сциентизацию философии и стремление дезавуировать метафизические ценности. В «фундаменте» И. можно обнаружить многие идеи немецких романтиков (прежде всего, Шеллинга, Ф. Шлегеля и Новалиса), а также Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ницше и др. Однако решающее влияние на его формирование на начальном этапе оказала философия жизни, с позиций которой А. Бергсон уже в своих первых крупных работах — «Непосредственные данные сознания» (1889); «Материя и память» (1896); «Творческая эволюция» (1907) — подверг пересмотру традиционные представления о природе и функциях интуиции, возведя ее в образе некоего мистического «жизненного порыва» в ранг одного из основных понятий своей эволюционной теории.

С трактовки познания как части реальной действительности (а не деятельности разума) и, соответственно, идеи неразрывной связи теории познания с «теорией жизни» начинается решительный отход И. от характерного для Фихте, Шеллинга и даже Шопенгауэра интеллектуалистического «облагораживания» интуиции и ее максимальное сближение с природным (психо-биологическим) инстинктом. Не являясь познанием «в собственном смысле слова», утверждал Бергсон, интуиция — «очистившийся» в процессе эволюции инстинкт — представляет собой некий пласт «сознательного труда», «особую» способность человека непосредственно «вчувствоваться» в живую действительность. Лишь в интуиции, свободной от искусственных наслоений понятийного мышления, и философия, и наука могут и должны найти надежную «точку опоры» и не дать истине погибнуть под «ветром рационализма». От интуиции всегда можно перейти к понятиям и логическому анализу; обратный же путь невозможен. Сохраняя за интеллектом возможность исследования «инертных предметов», Бергсон, однако, считал его крайне грубым инструментом восприятия действительности, неспособным проникнуть в природу творческого процесса. Человек, по его мнению, настолько творчески одарен, насколько свободен от оков долженствования и практического разума, насколько утонченность и чистота его интуитивных прозрений, концентрирующихся в глубинах духа, становятся стимулом эстетических восприятий и переживаний действительности.

Дальнейшее развитие И. на Западе происходило, главным образом, в рамках отдельных дисциплин (в эстетике — Кроче; в социологии — Тойнби; в этике — Дж. Мур, Росс) и философских направлений (в феноменологии — Гуссерль; в экзистенциализме — Г. Марсель, Ясперс; в философии жизни — Дильтей, Зиммель, Шпенглер), имеющих дело с социальными и духовными феноменами, освоение которых средствами только мышления и узко понимаемого опыта считалось невозможным.

Определенную идейную и методологическую трансформацию И. претерпел в творчестве основоположника и признанного главы русской его ветви Н. Лосского («Обоснование интуитивизма», «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» и др. его работы). Отвергнув мысль о творческом характере и иррациональных корнях интуитивного знания, он одновременно расширил границы понятия интуиции, включив в него, в частности, элементы рассудка и умозаключения. В понимании Лосского интуиция — не инсайт, не наитие и не «пророческое вещание»; это акт «непосредственного созерцания предметов в подлиннике», основанный на так называемой «гносеологической координации» действий субъекта и объекта знания. Основная цель И., представленного Лосским в образах «иерархического персонализма», «универсалистического эмпиризма», «идеал-реализма», «мистического априоризма», — преодолеть субъективизм и психологизм традиционной гносеологии и снять противоположности рационального и иррационального, эмпирического и рационального, логического и онтологического, обеспечив тем самым условия «синтеза положительной науки и метафизики».

Гносеология, считал Лосский, — лишь «теория истины», учение об объективной стороне знания, представляющего собой не копию, не символ действительности, а «саму действительность». Условием постижения истины (достоверного знания) является пассивность человеческих восприятий и действий, позволяющих интуиции обеспечить свободное «вхождение» объектов познания в сознание субъекта. Данное условие Лосский пытается совместить с необходимостью нравственно-ценностной ориентации познания, с идеей преимущества «поэтического» видения действительности и, в конечно счете, с требованием «христианского истолкования мира». Последнее, по его мнению и по мнению других представителей русского И. (Франка, Флоренского, Болдырева и др.), не только не противоречит принципам науки, но, напротив, помогает осознать суть «подлинной» научности, признающей факт творения и, соответственно, идущей в объяснении тайн мироздания «сверху вниз».

Явно переоценив возможности и результаты интуитивного восприятия действительности, И., не получивший широкой поддержки в философских кругах (не говоря уже о научных) способствовал тем не менее активной гуманитаризации философии и развитию неклассической гносеологии.

АЛ. Новиков

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИНТУИТИВИЗМ — ИНТУИТИВИЗМ – философско-методологическая установка, признающая «последним основанием» бытия и познания непосредственное «живое» отношение человека и мира, которое преодолевает расчленение реальности на субъект и объект. Новая философская энциклопедия
  2. интуитивизм — -а, м. Идеалистическое философское течение (разновидность иррационализма), признающее интуицию (во 2 знач.) единственно достоверным средством познания. Малый академический словарь
  3. ИНТУИТИВИЗМ — ИНТУИТИВИЗМ (от лат. intuitio — созерцание) — англ. intuitivism; нем. Intuitivismus. Направление в теории познания, толкующее интуицию как наиболее достоверный вид познания, охватывающий сущность явлений; возникает на рубеже XIX и XX вв., в качестве своеобразной реакции на сциентизм. Социологический словарь
  4. интуитивизм — Интуит/ив/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Интуитивизм — Идеалистическое течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям прошлого, как специфическое течение И. возникает на рубеже 19—20 вв. Большая советская энциклопедия
  6. интуитивизм — орф. интуитивизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. интуитивизм — ИНТУИТИВИЗМ а, м. intuitivisme m. Философское направление, трактующее интуицию как основу познания. Представлено такими мыслителями, как А. Бергсон (1859-1941), Н. О. Лосский (1870-1965). Веденина 537. Словарь галлицизмов русского языка
  8. интуитивизм — ИНТУИТИВИЗМ -а; м. Идеалистическое философское течение (разновидность иррационализма), признающее интуицию (2 зн.) единственно достоверным средством познания. Толковый словарь Кузнецова
  9. интуитивизм — [< лат.] – идеалистическое направление в современной философии (А.Бергсон), разновидность иррационализма, противопоставляющее логическому познанию “непосредственное созерцание” – интуицию; Большой словарь иностранных слов
  10. интуитивизм — ИНТУИТИВ’ИЗМ, интуитивизма, мн. нет, ·муж. (филос.). Учение в идеалистической философии, утверждающее, что истинное познание существует лишь на основе интуиции. Толковый словарь Ушакова
  11. интуитивизм — интуитивизм м. Течение в современной философии, рассматривающее интуицию как единственно достоверное средство познания. Толковый словарь Ефремовой
  12. ИНТУИТИВИЗМ — ИНТУИТИВИЗМ — течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни — А. Бергсона и др., попытка соединить их — для Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Е. Большой энциклопедический словарь
  13. Интуитивизм — Философско-эстетич. течение, противопоставляющее интуицию как единственно достоверное средство филос. познания рассудочному мышлению. И. формируется в качестве особого направления в к. 19—нач. 20 в., хотя отд. Словарь по культурологии