метафизическая теория

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. В истории философии одно из значений термина «метафизика» совпадает по содержанию с термином «философия». Систематизатор и толкователь Аристотеля Андроник Родосский назвал «Метафизикой» совокупность трактатов великого греч. философа, связанных с выделением «сущностных форм бытия», т.е. основных онтологических характеристик, какими они представлялись мыслителям Древнего мира. С тех пор многие авторы, говоря о метафизике, чаще всего имеют в виду описание наиболее общих представлений о фундаментальных особенностях мирового устройства и формах их проявления, лежащих в основании всей системы человеческих знаний об окружающей действительности. Однако кризис научного познания на рубеже 19—20 столетий обусловил потребность в размежевании общефилософских и собственно конкретно-научных элементов, составляющих структуру научной картины мира. Теоретики, ставившие своей задачей указать точные критерии научной рациональности, неоднократно предпринимали попытки отделить утверждения, базирующиеся на «эмпирически достоверных фактах», от умозрительных допущений, которыми руководствовались, по их мнению, представители традиционной философии. С этими попытками связана формулировка так называемой «проблемы демаркации» (см. Демаркации

проблема), контекст которой и был обусловлен стремлением представителей неопозитивистской традиции вывести метафизику за рамки теоретических систем, создаваемых естествоиспытателями. Негативное отношение к метафизике со стороны таких авторов, как Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер и некоторые др., а также осознание невозможности реализовать предложенную неопозитивистами программу достаточно надежным образом, обусловили формирование противоположной точки зрения, выразившейся в работах представителей постпозитивистской философии науки. Уже в 60-х гг. 20 в. М. Вартофский опубликовал в «Бостонских исследованиях по философии науки» статью, в которой обосновывал тезис об эвристическом значении метафизических теорий для развития конкретного естествознания. Эта работа вызвала бурные дискуссии, в результате которых многим стало ясно, что сведение оснований научного знания к некоторой совокупности результатов «чисто эмпирического исследования» является слишком сильным искажением действительного характера познавательных процессов.

Вартофский и его сторонники утверждали неустранимость метафизических представлений из структуры научных теорий, основываясь на идее неоднородности человеческих знаний. С их точки зрения, метафизические теории возникают на базе неявных концептуальных структур, складывающихся в рамках «здравого смысла», и являются средством анализа и систематизации таких структур, обеспечивая в дальнейшем конструирование собственно научных теорий, конкретизирующих общие положения метафизики. Вартофский определял «здравый смысл» как продукт общих наследственных элементов человека и сходных для разных людей форм обучения. В результате, по его мнению, в сознании представителей одной и той же культуры возникает набор неосознаваемых полностью общих представлений о характере действительности. В рамках метафизической теории этот набор подвергается определенной интеллектуальной обработке, что ведет к осмыслению исходных мировоззренческих ориентиров, к их упорядочению и обобщению. Эвристическое значение философских предпосылок в познавательной деятельности, по мнению Вартофского, состоит в том, что метафизическая теория играет роль некой схемы, определяющей способ построения конкретно-научных моделей исследуемых фрагментов действительности. Тем самым метафизическая теория задает наиболее общий набор условий, обеспечивающих характер понимания специальных теорий, конструируемых учеными. Поэтому одна и та же метафизическая схема, в силу своей абстрактности, может обеспечивать различные интерпретации в рамках конкретных дисциплинарных подходов. Следовательно, задача метафизической теории состоит в создании определенной «картины мира», тогда как конкретные варианты, возникающие на основе такой картины, представляют собой абстрактные концептуальные модели какой-либо из областей мира, являющихся референтом данной модели. Так от неопределенных представлений о наиболее общих характеристиках мирового устройства, существующих в обыденном сознании, познание идет к формированию системы теоретических абстракций, организующих эти представления в единую картину, переходя затем к уточненным конкретизированным моделям различных областей действительности, получаемых наукой. Благодаря этому, метафизические теории так или иначе входят в структуру научного знания, составляя важную часть ядра теоретических систем (см. Метафизическое ядро теории).

С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me