оценок логика

ОЦЕНОК ЛОГИКА — область модальных логик, в которой изучаются отношения между высказываниями, содержащими оценочные понятия, такие как «лучше», «предпочитается» (сравнительные оценки), «хорошо», «плохо», «безразлично» (абсолютные оценки). На существование логических связей между абсолютными оценками в 20-х гг. 20 в. настаивал Э. Гуссерль («Этические исследования»), но первые логические системы были сформулированы лишь в конце 60-х гг. А.А. Иви-ным. Анализ сравнительных оценок, или предпочтений рационального выбора, проводился теоретиками-экономистами (Д. фон Нейман, О. Моргенштерн, Д. Мак-кинси и др.), первые же логические теории появились после работ С. Халлдена и Г.Х. фон Вригта.

В логике абсолютных оценок принимаются следующие принципы: 1) оценочные суждения подчиняются общим методологическим принципам логики; 2) модальные оценочные понятия «хорошо», «плохо», «безразлично» мыслятся как самостоятельные и независимые в отношении друг друга (атомарные); 3) фиксируется контекст употребления данных понятий, который менять нельзя. С учетом сказанного, верны следующие формулировки: «Ничто не может быть хорошим и плохим одновременно (с одной и той же точки зрения)»; «Ничто не может быть вместе и хорошим, и безразличным»; «Ничто не может быть вместе плохим и безразличным». Напр., уверенность в себе не может быть и хорошим, и плохим качеством в одном и том же отношении для одного и того же человека. Уверенность в себе хорошее качество, если оно обеспечивает возможность действия для человека; но чрезмерно усиленная уверенность в себе переходит в гордыню, становится иным качеством, которое уже в другом отношении можно оценить как плохое. Используя отрицание, хорошее можно определить через плохое, и наоборот: «Нечто является хорошим только в том случае, когда противоположное плохо»; «Нечто является плохим, когда противоположное хорошо»; «Безразлично то, что ни хорошо, ни плохо». В этом смысле следующие высказывания равносильны: «Хорошо, что этот человек дисциплинированный»; «Было бы плохо, если бы этот человек не был дисциплинированным». Конкретизация закона противоречия на случай оценок ведет к принятию следующий утверждений: «Два состояния, логически несовместимые друг с другом, не могут быть оба хорошими»; «Противоречащие друг другу состояния не могут быть вместе плохими». Напр., если говорить правду хорошо, то лгать плохо (при той же точке зрения).

Принцип определенности контекста (понятия берутся в одном и том же отношении) распространяется и на логику сравнительных оценок. Выделяют, по крайней мере, три смысла «лучше» («хуже») или «предпочтительней» — строгий, слабый и промежуточный. А строго предпочитается В — означает, что А предпочитается В во всех аспектах; А слабо предпочитается В, если состояние А в каких-то аспектах лучше состояния В. Строгое и промежуточное предпочтения являются транзитивными, а слабое — нетранзитивным. Нетранзитивность предполагает предпочтительность чего-либо по разным основаниям, а транзитивность — по одному основанию. Если предположить, что рациональный выбор — это выбор, дающий наиболее ценную альтернативу (или любую из равноценных), то нужно допустить, что транзитивность является необходимым условием рационального выбора. В большинстве логических систем для сравнительных оценок принимается принцип транзитивности.

Вопрос об определении сравнительных оценок через абсолютные и наоборот — предмет дискуссии. Приводимые определения чаще всего не универсальны; так, напр., вызывает возражение формулировка: «Хорошо все то, наличие чего лучше его отсутствия».

И.А. Герасимова

Лит.: ИвинА.А. Импликации и модальности. М., 2004.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me