скептицизм

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. сгкетткб — ищущий, рассматривающий, исследующий) — философская школа, созданная в 4 в. до н.э. Пирроном из Элиды (ок. 360—270 гг. до н.э.), который практиковал воздержание от суждения (eno%r), «ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничего не существует.., ничто не есть в большей степени одно, чем другое»; «на всякое слово есть и обратное» (Диоген Лаэртский. Книга IX, 61,74). Цель скептики видели в опровержении догматов всех школ, принимали, что всякое знание либо целиком и окончательно-верно, либо полностью ошибочно, стремились доказать равносильность противоположных суждений. Карнеад из Кирены (ок. 214—129 гг. до н.э.) обосновывал недостоверность всякого знания, утверждал, что нет критерия истины, истина недостижима, чувства вводят нас в заблуждение, мы можем воспринимать несуществующее — галлюцинации, сны, иллюзии; разум неспособен разрешить апории, необходимо воздерживаться от высказывания «абсолютной истины» и признать правдоподобные, или «вероятностные» (euA,oyov) высказывания. Позднейший пирронизм представлен Энесидемом Кносским (ок. I в. до н.э.), написавшим «Пирроновы речи» (ок. 43 г. до н.э.), своего рода манифест С, г д е составлены «тропы» — высшие категории сомнений. Секст Эмпирик (2 — начало 3 вв.) — единственный представитель античного С, чьи труды сохранились, соединяет С. с эмпиризмом в «Трех книгах Пирроновых положений» и

«Против ученых». Он допускает возможность согласия с некоторыми вещами на основе чувственных представлений, чисто эмпирически; им реабилитирован опыт, здравый смысл восстановлен в правах, а невозмутимость 'атараксия, атара£,1а) предстает как результат воздержания от суждений по поводу истины. Античный С. не разрушает философию, но предлагает познающему быть невозмутимым, воздерживаться от суждений об истине, о теории, следовать опыту, обычаям, здравому смыслу и благоразумию. В Новое время С. возрождается и как обращение к трудам древних, прежде всего Секста Эмпирика, и как дальнейшее развитие самих идей С. («новый пирронизм»). Они представлены в высокой оценке античного С. и критике средневекового догматизма Эразмом Роттердамским; в трудах франц. гуманиста С. Кастеллиона о необходимости — сам Бог предписал сомневаться — и искусстве сомнения и веры, о коренном отличии веры и знания. В трудах скептиков этого периода эксперимент и критика признаются единственными критериями науки, указываются основные препятствия постижения истины — несовершенство органов чувств, недоступность наш е м у восприятию всей действительности, бесконечность объектов, существующих во взаимосвязи и изменении. Особое место в этом ряду занимает М. Монтень, для которого философствовать — значит сомневаться, и его «Опыты», где С, направленный против схоластики и догматизма, предстает не как гносеологическая доктрина, но как рациональный метод, позволяющий через личный опыт раскрыть человеческую природу в целом. Скептические идеи и сомнения относительно деятельности ума развивал известный шотл. мыслитель Д. Юм, полагавший, что всякое знание «вырождается» в вероятность, поскольку существует неопределенность в самом предмете познания (первое сомнение), проявляется слабость нашей способности суждения (второе сомнение), имеется возможность ошибки при оценке достоверности (третье сомнение). Вместе с тем Юм не принимал идею «полного» С, не соглашался с тем, «что все недостоверно и наш рассудок ни к чему не может применять никаких мерил истинности и ложности». Он исследовал, каким образом наши ум и чувства сохраняют всегда определенную степень уверенности относительно познаваемого предмета, каким образом мы сохраняем некоторую степень веры, достаточную как для обыденной жизни, так и для философских целей. Сегодня идеи Юма оценены в новых контекстах и предстают как репрезентативный реализм, либо индуктивный фаллибилизм (учение о погрешимости), либо онтологический и гносеологический феноменализм. В целом С. стремится преодолеть догматизм как форму некритического философствования, религиозных учений, определенного типа ментальности в целом. Такое понимание С. имеет позитивный смысл, неотъемлемо от самой сути научного исследования, должно быть сохранено как одно из оснований доверия субъекту, который осознает необходимость выполнения определенных требований С. В целом С. на протяжении тысячелетий прошел путь от школ, самостоятельных систем к современному существованию в форме идей, пронизывающих в той или иной степени большинство философских учений и отражающих стремление понять, как соотносятся разум, его сомнения и критическая рефлексия с убежденностью и верой в возможности человека познавать мир. Мыслящий, познающий человек обретает способность к сомнению, скепсису и самоиронии с необходимостью, и это одно из фундаментальных его свойств, укрепляющих к нему доверие, а не разрушающих его способность познавать действительность, которая вовсе не покоится на догматической, несомневающейся позиции. Сегодня вопрос о правомерности доверия субъекту находит существенную поддержку, в частности, в основных положениях эволюционной эпистемологии (Г. Фоллмер, К. Лоренц и др.): человек принадлежит природному миру и приспособлен к нему, жизнь человека есть процесс познания. Его формы созерцания соответствуют миру, внедренные в нас задатки и их использование точно согласуются с законами действительности, поскольку они сформированы эволюционно в ходе приспособления к этому миру и его законам. Все это не говорит о полной природной гарантированности успеха познавательной деятельности, но подтверждает ее добротную эволюционно-адаптивную обусловленность, объективную соотнесенность с реальным миром.

Л.А. Микешина

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. скептицизм — Скепт/иц/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  2. Скептицизм — (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий) философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма... Большая советская энциклопедия
  3. скептицизм — -а, м. 1. Философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-л. надежного критерия истины. 2. Критически-недоверчивое отношение к чему-л. Малый академический словарь
  4. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ (греч. σκεπτικός – ищущий, рассматривающий, исследующий) – философское направление, созданное в 4 в. до н.э. Пирроном [ПИРРОН]из Элиды (ок. 360–270 до н.э.). Новая философская энциклопедия
  5. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, исследующий) — англ. scepticism; нем. Skeptizismus. 1. Филос. концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. 2. Критическое недоверчивое отношение к ч.-л., сомнение в возможности, правильности или истинности ч.-л. Социологический словарь
  6. скептицизм — орф. скептицизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ а, м. СЦЕПТИЦИЗМ а, м. scepticisme, нем. Skeptizismus <�гр. skeptikos рассматривающий, исследующий. 1. Философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверности объективной истины, окружающего мира. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  8. скептицизм — • глубокий ~ Словарь русской идиоматики
  9. СКЕПТИЦИЗМ — См. ДОВЕРИЕ. Большой психологический словарь
  10. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ -а; м. [франц. scepticisme от греч. skeptikos — рассматривание, рассуждение] 1. Философское направление, в основе которого лежит сомнение в возможности познания объективной действительности. 2. Критическое, недоверчивое отношение к чему-л. Толковый словарь Кузнецова
  11. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ, а, м. 1. Философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. 2. Критически-недоверчивое, исполненное сомнения отношение к чему-н. Толковый словарь Ожегова
  12. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ — 1) — античный — древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н.э... Новейший философский словарь
  13. скептицизм — СКЕПТИЦ’ИЗМ, скептицизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. skepsis — рассматривание) (·книж. ). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. Толковый словарь Ушакова
  14. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения; искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептик кто ничему не верит, всегда и во всем сомневается. Толковый словарь Даля
  15. Скептицизм — Древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э. Отправляясь от учения Демокрита о недостоверности знания, основанного на свидетельствах органов чувств, скептики, по Диогену Лаэртию, не допускали возможности д Краткий религиозный словарь
  16. скептицизм — Скептицизма, мн. нет, м. [от греч. skepsis – рассматривание, сомнение] (книжн.). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. Большой словарь иностранных слов
  17. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий) — философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма — агностицизм. Большой энциклопедический словарь
  18. скептицизм — скептицизм I м. Философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. II м. Критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в правильности, истинности, возможности чего-либо; скепсис. Толковый словарь Ефремовой
  19. Скептицизм — I. С. называется одно из основных философских направлений, противоположное догматической философии и отрицающее возможность построения философской системы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона