словарь-тезаурус

СЛОВАРЬ-ТЕЗАУРУС — словарь, в котором с максимальной полнотой представлена вся лексика языка. Решение задачи по созданию такого словаря зависит от того, насколько удачным окажется принцип систематизации слов языка. Поэтому С.-т. представляет не только и не столько все имеющиеся в языке слова (что, в принципе, возможно только для мертвых языков), сколько лексическую систему языка, выстроенную сообразно заданным принципам классификации. Практически все современные С.-т. строятся по идеографическому принципу. Смысл его состоит в том, что лексика языка упорядочивается сообразно «идеям», т.е. ключевым понятиям, выражаемым в словах. Словарь при этом приобретает иерархическую структуру, соответствующую иерархии понятий. При этом сам факт существования С.-т. можно рассматривать как доказательство системности и понятийной упорядоченности лексики. Одним из примеров представления лексической системы с помощью иерархии понятий, признаваемого одним из самых удачных (см.: Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. С. 50—51), является классификация Р. Халлига и В. Вартбурга, в которой все слова языка предлагается распределить по трем основным категориям: «Человек»; «Вселенная»; «Человек и Вселенная». Каждая из этих категорий подразделяется, в свою очередь, на несколько более частных понятий. Категория «Человек» включает следующие: «Человек, как живое существо»; «Душа и разум»; «Человек, как общественное существо». Категория «Вселенная» состоит из понятий: «Небо и атмосфера», «Земля», «Растительный мир», «Животный мир». Категория «Человек и Вселенная» включает понятия «Наука и техника»; «Априорные понятия». Каждое из выделенных понятий подвергается дальнейшему делению. Интересно то, что порядок перечисления понятий не является случайным. Напр., в рамках общего понятия «Человек» подразделение «Душа и разум» является посредствующим между «Человек, как живое существо» и «Человек, как общественное существо». Понятия «Человек, как живое существо» и «Животный мир» оказываются близки друг другу и образуют линию соприкосновения между общими категориями «Человек и Вселенная». То же самое можно сказать и о др. категориях. Таким образом, используемая в словаре иерархия не обусловлена только родо-видовым делением, а отражает различные семантические отношения между словами языка. В частности, словарь показывает систему отношений синонимии, омонимии и антонимии.

Из сказанного видно, что задача составления С.-т. выходит за пределы чистого языкознания и имеет глубокий философский (или метафизический) смысл. С.-т., составленный согласно идеографическому принципу, раскрывает образ мира, представленный в языке. Обнаруживаемые в нем семантические связи оказываются выражением структуры реальности, разделяемой носителями языка, основные принципы познания мира, важнейшие характеристики сознания и самосознания. В этом смысле весьма перспективным представляется сопоставление С.-т. разных языков. Такого рода исследование позволило бы, в частности, выяснить степень зависимости картины мира от используемого языка, установить, является ли представление о реальности производным от языковых структур (см. Лингвистической относительности гипотеза) или оно в той или иной степени универсально.

Г.Б. Гутнер

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me